Охота на инопланетян: есть ли жизнь на других планетах

«Мы или одиноки во Вселенной, или нет. Любая из этих мыслей пугает.»
А. Кларк

Инопланетяне давно стали для нас привычными, почти реальными существами — в фантастических книгах и фильмах. Но на самом деле никаких признаков того, что внеземной разум существует, пока не обнаружено.

С надеждой на контакт

Очень трудно представить, что в огромной и бесконечно разнообразной Вселенной больше нигде, кроме нашей маленькой планеты, не зародилась жизнь. Сама идея о том, что где-то живут мыслящие существа, похожие или непохожие на нас, очень привлекательна. Но у этой идеи есть и научные обоснования.

образ инопланетянина
Приблизительно такой образ инопланетянина сложился в нашей культуре

В нашей Солнечной системе нет ничего особенного, она не центр Вселенной и наша главная звезда вовсе не уникальна. Если взять только одну галактику Млечный Путь, в ней можно обнаружить несколько десятков миллиардов звезд, подобных Солнцу. А ведь кроме нашей галактики, существуют миллиарды других галактик с такими же звездами. Они рождаются и существуют приблизительно в таких же условиях, как Солнце, возле них образуются планеты, и вполне можно предположить, что некоторые из них могут быть пригодны для тех или иных форм жизни.

Правда, обнаружить их очень сложно, ведь они находятся невероятно далеко от нас. Наши ракеты, скорость которых кажется такой огромной в сравнении, например, с автомобилем, по космическим меркам движутся, как черепахи. Чтобы достичь Альфы Центавра, самой близкой к нам звезды, космическому аппарату понадобится 100 тысяч лет.

Поэтому ученые и энтузиасты-любители пытаются обнаружить внеземной разум другими способами, прежде всего при помощи радиотелескопов. Они прислушиваются ко Вселенной, надеясь уловить сигналы, посылаемые далекими цивилизациями. К сожалению, пока таких сигналов не обнаружено.

Американский астроном Фрэнк Дрейк (р. 1930), сторонник существования внеземного разума, еще в 1960-х годах создал уравнение, которое должно рассчитать вероятное количество цивилизаций в галактике, использующих радиосвязь. Среди переменных этого уравнения — подходящие звезды, пригодные для жизни планеты, разумные сообщества, срок жизни цивилизации и т. д. Так как большинство из этих переменных точно не известны, результаты уравнения получаются разными. Сам Дрейк считал, что подходящих сообществ около 10 тысяч, поэтому получение радиосигнала вполне реально.

Некоторые ученые считают, что одной из форм жизни могут быть плазмоиды — сгустки ионизированного газа, обладающие магнитным полем. По своим характеристикам эти структуры напоминают шаровые молнии

Подходящие планеты

Теоретически во Вселенной находится огромное количество планет. Но нам очень сложно увидеть те, которые расположены за пределами Солнечной системы. Когда астрономы смотрят в телескоп на звезду, они не видят ее планет. И могут только предполагать, что они есть, так как после рождения звезды осталось много звездной пыли и газа, которые под действием силы тяжести создают планеты. Звезда сияет очень ярко, и в ее свете различить планеты просто невозможно. Это похоже на то, как если бы мы пытались увидеть горошину, лежащую в нескольких метрах от лампы, с расстояния в десяток километров.

планеты
По приблизительным подсчетам ученых, в галактике Млечный Путь находится около 100 миллиардов планет, от 5 до 20% из них могут быть похожи на нашу Землю

Но планеты других звезд все же были обнаружены — при помощи расчетов. Планеты и звезды составляют системы, подобные нашей Солнечной. При этом не только звезда влияет на движение своих планет, но и планеты влияют на звезду, создавая отклонения в ее движении. Эти отклонения очень небольшие, но современные телескопы позволяют их увидеть.

В настоящее время учеными открыто около двух тысяч планет, вращающихся вокруг звезд нашей галактики. И более четырех тысяч звезд являются вероятными кандидатами на наличие у них планетных систем. Может быть, на какой-то из них уже зародилась жизнь.