Первые космические ракеты

Едва закончилась Первая мировая война, российские ученые вплотную занялись изучением реактивного движения.

Члены группы изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Сергея Королева
Члены группы изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Сергея Королева (справа) во время запуска первой советской ракеты на гибридном топливе на полигоне Нахабин

В 1921 г. в Советской России, разоренной революцией и гражданской войной, под руководством Н. Тихомирова при главном артиллерийском управлении была создана лаборатория для разработки его «самодвижущихся мин реактивного действия». Спустя 7 лет этой организации было присвоено название Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Прошло еще немного времени, и специалисты под руководством В. Артемьева и С. Серикова разработали и успешно испытали боевые реактивные снаряды с пороховыми двигателями, которыми можно было вести огонь с земли, воздуха и морских судов. Именно в ГДЛ начал работать будущий знаменитый конструктор В. Глушко. В 1931 г. при Осоавиахиме была создана Группа изучения реактивного движения, которую возглавил С. Королев. В отличие от ГДЛ, Королев сразу сосредоточил свое внимание на создании баллистической ракеты с жидкостным реактивным двигателем.

17 августа 1933 г. в небо поднялась ракета, работавшая на гибридном топливе — «ГИРД-09», а спустя несколько месяцев удачно стартовала первая ракета на ЖРД — «ГИРД-Х». В конце того же года обе научные организации объединились в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Возглавил новую структуру И. Клейменов, а его заместителем стал Королев, а затем — отец «Катюши» Г. Лангемак. Почетным членом Технического совета РНИИ был избран К. Циолковский.

В 1938 г. по ложному обвинению Королева арестовали и отправили в лагеря на Колыму. Только спустя 2 года он был переведен в московскую спецтюрьму НКВД, где под руководством А. Туполева смог продолжить научную работу. Уже после начала войны, в 1942 г. его перебросили в другую «шарашку» при Казанском авиазаводе № 16, где под началом Глушко он смог вновь приступить к созданию ракет. На свободе С. Королев оказался только летом 1944 г. Из-за этого во время войны советские ракетостроители значительно отстали от немецких конкурентов.

Ракеты нацистской Германии

Изучение реактивного движения живо интересовало не только советских ученых. Сходные работы велись и в Германии.

В конце 20-х гг. немецкий инженер М. Валье совместно с концерном «Опель» всерьез занялся созданием автомобилей и самолетов на реактивных двигателях. В 1927 г. он совместно с И. Винклером учредил в Бреслау Общество межпланетных сообщений. Другими членами этой организации стали Р. Небель и Г. Оберт. В 1930 г. общество смогло устроить под Берлином «Ракетодром», и в том же году к нему присоединился молодой В. фон Браун. В конце 1934 г. две ракеты фон Брауна типа А-2 под собственными именами «Макс» и «Мориц» успешно стартовали с полигона на острове Боркум на Балтике.

С 1936 г. немецкие ракетчики работали в режиме наибольшего благоприятствования. Очень скоро фон Браун сосредоточил свои усилия на создании «большой ракеты» А-4, которая уже в ходе войны была запущена в серию как знаменитое орудие возмездия «Фау-2». Работы над ней шли в исследовательском центре «Пенемюнде-Запад». А на соседнем полигоне «Пенемюнде-Восток» ракетными разработками занимались германские ВВС. Здесь под руководством конструктора Р. Луссера создавалась крылатая ракета ФИ-103 — будущая «Фау-1». Этот беспилотный аппарат с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, весивший более 2 т, и способный поразить врага на расстоянии до 240 км, был полностью готов и поступил на вооружение в 1944 г.

В том же году на вооружение поступила и А-4 фон Брауна. Ракета массой 13 т и высотой 14 м поражала цели на расстоянии до 300 км, преодолевая его за 5 минут. Она поднималась на высоту более 80 км и оттуда обрушивалась на противника. Фон Браун не останавливался на достигнутом и разработал проект новой, уже двухступенчатой межконтинентальной баллистический ракеты А-4/А-10, которая, имея дальность полета до 5000 км, была способна поразить США. Но война была проиграна, а В. фон Браун сдался американцам, чтобы продолжить работать уже в США.

В. фон Браун после сдачи в плен союзникам в мае 1945 г.
В. фон Браун после сдачи в плен союзникам в мае 1945 г.

Вернер фон Браун в США

В США Вернер фон Браун вместе со своей командой продолжил работу над новыми типами ракет. Сперва они продолжали запускать ракеты «Фау-2», а затем, совместно с Лабораторией реактивно движения (JPL) создали двухступенчатую ракету «Бампер». Ее 1-ю ступень стала «Фау-2», а 2-й - разработанная в JPL первая американская жидкостная ракета «ВАК-Корпорал»

Запуск ракеты «Бампер-8» с полигона Канаверал 24 июля 1950 г.
Запуск ракеты «Бампер-8» с полигона Канаверал 24 июля 1950 г.

Советские ракеты-носители

После разгрома нацистской Германии между СССР и США началась гонка за обладание немецкими ракетными секретами.

Перед советскими ракетчиками была поставлена задача — воспроизвести немецкую А-4, но Королев понимал, что копирование довольно ненадежной ракеты фон Брауна в перспективе бессмысленно.

В 1953 г. приступив к работе над ракетой, способной доставить отделяемую головную часть массой 5 т на расстояние до 8 тыс. км, он твердо решил отказаться от немецкого «наследства» и разработать совершенно новую ракету, подобной которой еще не было. Несмотря на то, что военный заказ был рассчитан на новый вид ядерного оружия, у С. Королева появилась возможность создать ракету, которая могла бы вывести корабль в космос.

Поскольку двигателя, способного вывести такой груз на орбиту, не существовало даже в проектах, он предложил революционную конструкцию ракеты. Она состояла из четырех блоков первой ступени и одного — второй, соединенных параллельно. Такую систему назвали «пакетом». Причем, унифицированные двигатели всех 5 блоков начинали работать с земли. 15 мая 1957 г. состоялся первый запуск новой ракеты, названной Р-7. Дорога в космос была открыта. На основе базового проекта этой ракеты конструкторами были разработаны восемь различных модификаций ракет-носителей среднего класса, в том числе РН «Восток» и «Союз» для выведения на орбиту пилотируемых космических кораблей.

Ракета-носитель «Протон»

Рабочий внутри обтекателя PH
Рабочий внутри обтекателя PH "Протон"

В 1964 г. конструкторское бюро В. Челомея разработало ракету-носитель нового для космонавтики класса - тяжелого. Лунная и военная космические программы требовали вывода в открытый космос тяжелых объектов, что было не под силу старым ракетам. Таким двухступенчатым ракета-носителем стал УР-500, первый запуск которого был осуществлен в июле 1965 г. Новый РН вывел на орбиту космическую станцию «Протон-1», по названию которой позднее и получил свое наименование. Сразу после этого было принято решение о модернизации УР-500, в результате чего через 2 года появилась трехступенчатая ракета-носитель «Протон-К». Позднее появилась и четырехступенчатая версия «Протона». В зависимости от модификации он способен вывести до 20 т полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км.

Глушко Валентин Петрович (1908-1989 гг.)

Глушко Валентин Петрович
Глушко Валентин Петрович

Советский конструктор, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, под его руководством были созданы двигатели для ракет-носителей «Восток» и «Протон», генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран».




Поделиться ссылкой