Рекорды космонавтики

Космонавтика занимается исследованием космоса при помощи автоматических и пилотируемых космических кораблей. Космические корабли для полета по околоземным орбитам называют кораблями-спутниками, а для полета к другим небесным телам —межпланетными кораблями.

Спутник-пионер

Старт космического челнока «Атлантис»

4 октября 1957 г. в Советском Союзе был произведен запуск первого искусственного спутника Земли. Спутник представлял собой алюминиевый шар диаметром 58 см и массой 83 кг 600 г. В герметичном корпусе размещались научная аппаратура и источники электропитания. Спутник летал 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли.

Шаттл, или космический челнок
Шаттл, или космический челнок, — пилотируемый космический корабль многоразового использования. Программа по созданию шаттлов разрабатывалась в США с 1971 г.Всего было построено пять космических челноков: «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Индевор». За 30 лет они совершили 135 полетов

Первый пилотируемый космический корабль

Юрий Гагарин

12 апреля 1961 г. с космодрома Байконур впервые в мире стартовал советский космический корабль «Восток» с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. Он провел на околоземной орбите 1 ч 48 мин, один раз облетев вокруг планеты.

Выход человека в открытый космос

Алексей Леонов в открытом космосе

Первым в открытое космическое пространство 18 марта 1965 г. из космического корабля «Восход 2» вышел летчик-космонавт СССР Алексей Леонов. Он удалился от корабля на расстояние до 5 м и провел в открытом космосе 12 мин 9 с.

Планетоход-первопроходец

Советский «Луноход-1»

Советский «Луноход-1» стал первым самоходным аппаратом, предназначенным для работы на других планетах. Он был доставлен на Луну автоматической космической станцией «Луна-17» 17 ноября 1970 г. Управляемый с Земли, «Луноход-1» проработал почти год, преодолев расстояние в 10 км 540 м и сделав свыше 20 000 снимков. Последний сеанс связи с планетоходом завершился 14 сентября 1971 г.

Первые люди на Луне

Нил Армстронг
Нил Армстронг — первый человек, побывавший на Луне

20 июля 1969 г. спускаемый аппарат американского космического корабля «Аполлон-11» опустился на Луну. Модуль «Орел» с астронавтами Нилом Армстронгом и Эдвином Олдрином совершил посадку в юго-западной части лунного Моря Спокойствия. Третий член экипажа, Майкл Коллинз, находился в корабле на окололунной орбите. Два астронавта в общей сложности провели на Луне 21ч. Экспедиция успешно возвратилась на Землю, привезя около 19 кг лунного грунта.

Слева направо: Нил Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин

Абсолютный рекорд

Орбитальная станция «Мир»

Самое длительное пребывание на орбите — 437 сут 18 ч. Абсолютный рекорд продолжительности работы в космосе за один полет установил российский космонавт Валерий Поляков. Он находился на борту орбитальной станции «Мир» с 8 января 1994 г. по 22 марта 1995 г.

Дальше всех…

Межпланетный аппарат «Пионер-10»

2 марта 1972 г. был осуществлен запуск американского межпланетного аппарата «Пионер-10». Это был первый аппарат, пролетевший мимо Юпитера и передавший на Землю его снимки. В 1983 г. «Пионер-10» миновал орбиту Плутона и стал первым земным аппаратом, покинувшим пределы Солнечной системы. В настоящее время Солнечную систему покинули также аппараты «Пионер-11», «Вояджер-1» и «Вояджер-2».