Уильям Гершель: первооткрыватель урана и инфракрасного излучения

«Все человеческие открытия служат для более сильного доказательства истин, находящихся в Священных Писаниях.»
У. Гершель

Уильям Гершель открыл новую планету Солнечной системы — Уран, обнаружил два его спутника, а также спутники Сатурна. Он первым начал изучать инфракрасное излучение Солнца.

Открытие новой планеты

Уильям Гершель
Уильям Гершель (1738–1822), английский астроном

Уильям Гершель родился в семье музыканта и обладал большими музыкальными способностями. Уже в 14 лет он играл в оркестре, а позже служил полковым музыкантом в Ганновере. Перебравшись в Англию, Гершель продолжил занятия музыкой. Он играл на органе, работал распорядителем концертов и учителем музыки. Астрономия была его хобби, которому он посвящал все свободное время.

Телескопы стоили дорого, а у музыканта лишних денег не было, поэтому он изготовлял их самостоятельно, вручную шлифуя зеркала. Вскоре он достиг в этом деле выдающихся успехов, и за его телескопами выстраивалась очередь из любителей астрономии. Уильяму Гершелю повезло: о нем узнал король Англии Георг III, сам увлеченный наблюдениями за звездами.

Монарх пожаловал Гершелю чин королевского астронома и выделил средства на создание обсерватории. Огромный телескоп, изготовленный Гершелем, долгое время оставался самым большим и самым мощным в мире.

13 марта 1781 года астроном увидел в телескоп необычное небесное тело. На звезду оно не было похоже, и Гершель решил, что это комета. Но дальнейшие наблюдения показали, что тело движется совсем не так, как это делала бы комета. Уильям Гершель сообщил о своем открытии астрономическому сообществу, все еще сомневаясь в природе обнаруженного им объекта. Расчеты орбиты, произведенные несколькими независимыми астрономами, показали: это новая планета Солнечной системы.

Открытие было поистине грандиозным: впервые с античных времен расширились границы нашей планетной системы. Уильям Гершель стал знаменитостью, король наградил его пожизненной пенсией, но поставил одно условие: астроном должен переехать поближе к королевской резиденции, чтобы члены монаршей семьи могли приходить в его обсерваторию и смотреть в телескопы.

Знаменитый астроном за свою жизнь сочинил множество музыкальных произведений, среди которых 24 симфонии. Его музыка до сих пор пользуется популярностью, ее исполняют современные оркестры

Теплые невидимые лучи

Гершель открыл еще четыре новых небесных тела: два спутника Урана и два — Сатурна. Потом он заинтересовался двойными звездами и обнаружил, что они не просто находятся рядом, а имеют общий центр вращения. Следующее открытие Гершеля касалось Млечного Пути: астроном предположил, что тот имеет форму диска, а наша Солнечная система является его частью.

Уран
Уильям Гершель хотел назвать вновь открытую планету «Звезда Георга», в честь своего покровителя. Другие астрономы предлагали вариант «Гершель» — по имени первооткрывателя. В итоге планета была назвала в честь бога неба Урана

Инфракрасное излучение Уильям Гершель обнаружил случайно. Он искал фильтры, при помощи которых можно безопасно наблюдать за Солнцем. Пробуя фильтры разных цветов, астроном заметил, что некоторые из них нагреваются больше, некоторые меньше. Тогда он взял прозрачную призму (многогранник), преломляющую солнечные лучи и разлагающую их на разные цвета спектра, и термометр. Он измерил температуру всех участков спектра и выяснил, что участок за границей красного цвета горячее других. Это означало, что на термометр действует излучение, которое не воспринимает человеческий глаз.

Астроном предположил, что солнечные лучи — это не просто свет, в их состав входит еще и тепловое излучение, которое невозможно увидеть. Оно подчиняется законам оптики, а значит, его природа сходна с природой света, но это излучение оказывает другое воздействие. Так в 1800 году началось изучение инфракрасного излучения, которое сыграло важную роль в астрономических исследованиях.

кораллы