Эгоистичные гены

Ричард Докинз: «Мы всего лишь машины для выживания, самоходные транспортные средства, слепо запрограммированные на сохранение эгоистичных молекул, известных под названием генов. Это истина, продолжающая меня изумлять»

«Библия» генетического детерминизма, какой ее видят многие, была опубликована в 1976 году Ричардом Докинзом, в то время малоизвестным зоологом из Оксфордского университета. Хотя в «Эгоистичном гене» содержалось мало новых исследований и автор полагался на работы других ученых, включая Джорджа Уильямса, Уильяма Гамильтона и Джона Мейнарда Смита, книгу можно назвать одной из наиболее влиятельных книг современной биологии. Она остается выдающимся описанием сфокусированного на гене взгляда на эволюцию.

Ричард Докинз
Ричард Докинз

В «Эгоистичном гене» автор доказывает, что во многих традиционных взглядах на эволюцию и генетику фундаментальный принцип рассматривается задом наперед. Организмы не используют гены, чтобы размножаться; наоборот, гены используют организмы для репликации и перехода в следующее поколение. Ген является объектом естественного отбора*. Эволюция действует на самовоспроизводящиеся наборы информации, а не на животных, растения или бактерии, которые их переносят.

С одной стороны, это банальная мысль: в синтетической теории постулируется, что генетические вариации — это лишь материал эволюции. Однако, с другой стороны, эта идея крайне провокационна. Докинз подразумевает, что фенотипы, создаваемые генами, не несут никакой ценности: хотя они и могут улучшить выживаемость и размножение особей, популяций и видов, они не отбираются для этих целей. Получается, что изменение фенотипа — это лишь побочный эффект, а основная цель генов - сохранить самих себя. «Эгоистичный ген» является наиболее радикальной интерпретацией аморальной природы естественного отбора, предполагающей, что нет аспектов поведения или физиологии, на которые не воздействует генетика.

Машины для выживания

Короткая продолжительность жизни означает, что сегодня существо здесь, а завтра его уже нет. Однако его гены функционально бессмертны — по крайней мере до тех пор, пока они продолжают воспроизводить себя и жить в других телах. Для этого они строят «машины для выживания» - этой изящной фразой Докинз описал розы, амеб, тигров и людей, переносящих гены из одного поколения в другое.

Гены, которым удалось сделать как можно больше копий самих себя, — это гены, построившие машины для выживания, наиболее приспособленные к условиям среды. Таким образом, часто гены дают преимущества организмам, их переносящим: они приказывают клеткам производить адреналин для борьбы с хищниками, инсулин для метаболизма сахара или дофамин для работы мозга. Но эти адаптации — не более чем побочный продукт дарвиновского отбора на генетическом уровне, помогающего тем генам, которые чаще всего себя копируют.

В своей остроумной метафоре Докинз подразумевал именно это: для стороннего наблюдателя гены ведут себя эгоистично. Организмы дышат, едят и ведут себя определенным образом, поскольку это нужно их генам. Эта парадигма объясняет многие биологические и медицинские явления - например, почему мы ослабеваем по мере старения и умираем. С точки зрения гена нет смысла строить машину для выживания, которая будет продолжать работать после выполнения своей цели, а именно размножения и выращивания потомства, в котором гены вновь будут процветать.

Неправильно понятая метафора

Однако выбранная Докинзом формулировка оставила широкое поле для зачастую намеренно неправильных интерпретаций критиками, считавшими его теорию слишком мрачной, упрощенной и детерминистской. Гены, конечно, не обладают сознанием и не имеют целей, они не эгоистичны в том смысле, в каком это свойственно людям. Философ Мэри Мидгли написала в известной рецензии: «Гены могут быть эгоистичными или бескорыстными в такой же степени, как атомы могут быть завистливыми, слоны абстрактными, а печенье телеологическим». Однако такая аргументация была классическим нападением на воображаемого противника. Докинз явно написал, что гены на самом деле не эгоистичны, но, посмотрев на их работу, так может показаться. Его основная мысль заключается в том, что у эволюции нет мотивов.

Другой неправильный вывод таков: если гены ведут себя эгоистично, то и особи должны вести себя так же. Однако, как объяснил Докинз, эгоистичные гены необязательно создают эгоистичных людей. В пределах семьи, в которой многие гены одинаковы, особям генетически выгодно помогать друг другу. Биологи-математики использовали теорию игр, чтобы показать, как эгоистичные гены могут процветать, заставляя организмы сотрудничать для достижения общего блага. Эта концепция известна как взаимный альтруизм.

Теория эгоистичного гена также не подразумевает, что строение и поведение организмов объясняется только генами, как думали некоторые критики, включая Мидгли. Геноцентричный взгляд на эволюцию является редукционистской теорией, но не детерминистской: он не исключает воздействия среды. Фенотипы отдельных особей, утверждает Докинз, являются продуктом и генов, и окружения. Это основная причина, почему эволюция не работает через фенотипы, которые всегда различаются между особями и, следовательно, разрушаются смертью. Эволюция действует на более долгоживущие и постоянные гены.

«Эгоистичный ген» произвел тихую и практически мгновенную революцию в биологии. Объяснения были предельно логичными, фундаментальные аргументы были сформулированы из первых принципов, и после прочтения книги сложно представить себе, что мир может быть устроен иначе» Алан Графен

Meмы

Возможно, единственной истинно оригинальной идеей в «Эгоистичном гене» была мысль о том, что культурные явления могут подвергаться естественному отбору аналогично генам. Докинз придумал термин «мем» для описания единицы культурной информации — религии, песни или анекдота, — передающейся от человека к человеку и конкурирующей с другими мемами в популярности. Как и гены, мемы могут мутировать, если их неправильно скопировать. Полезные мутации, делающие мем незабываемым, распространяются, тогда как мутации, портящие мем, вымирают. Это крайне спорная концепция: некоторые ученые считают ее изящной, а другие находят ее слишком красивой и неподкрепленной доказательствами.

Эволюционная психология

«Эгоистичный ген» вдохновил целое поколение биологов по- новому посмотреть на то, как гены влияют на жизнь людей и формируют не только наши тела, но и умы. Геноцентричный взгляд способствовал пониманию того, что мы — животные, мозг — эволюционировавший орган, и его свойства не избежали влияния эгоистичных генов, стремящихся выжить.

Эти идеи сыграли очень важную роль в развитии новых наук - эволюционной психологии и социобиологии, стремящихся объяснить аспекты нашего поведения в терминах дарвиновской адаптации. Ученые Леда Космидис, Джон Туби, Дэвид Басс и Стивен Линкер доказывают, что многие явления, свойственные человеческим сообществам, включая агрессию, кооперацию, сплетни и типичное мужское и женское отношение к сексу и риску, свойственны людям потому, что они эволюционировали. Эти признаки встречаются повсюду, поскольку — по крайней мере, в прошлом — они помогали людям выживать и процветать и обеспечивали распространение соответствующих генов по генофонду. Эгоистичные гены помогли нам, людям, стать теми, кто мы есть.

Леда Космидис
Леда Космидис
Дэвид Басс
Дэвид Басс
Стивен Пинкер
Стивен Пинкер

Натуралистическая ошибка

Одно из частых заблуждений, связанных с Докинзом и вдохновленными им эволюционными психологами, состоит в представлении, будто эгоистичный ген оправдывает сомнительную мораль. Этот аргумент попадает в интеллектуальную ловушку, известную как натуралистическая ошибка. Если что-то естественно, оно не обязательно правильно. Докинз ясно объясняет, что если гены стимулируют насилие для собственного распространения, это не оправдывает преступление. В самом деле, нам необходимо исследовать такие влияния, чтобы их предупреждать. Докинз написал: «Осознаем, к чему стремятся наши собственные эгоистичные гены, и тогда у нас по крайней мере будет шанс нарушить их намерения — то, на что никогда не мог бы посягнуть ни один другой вид».




Поделиться ссылкой