Гомосексуальность и гены

Дин Хэмер: «Я подозреваю, что сексуальная программа формируется из смеси влияний генов и среды аналогично тому, как программное обеспечение компьютера складывается из того, что было установлено на заводе и что было добавлено пользователем»

Гомосексуальность

Говорят, в 1960-х годах в кабинке общественного туалета в Лондоне появилась надпись: «Моя мать сделала из меня гомосексуала». Под ней, другой рукой, было написано: «Если я дам ей пряжу, сделает она мне тоже?»

История может быть и шуткой, но она хорошо иллюстрирует распространенное мнение, что гомосексуальность определяется окружающей средой, опытом и воспитанием. Это мнение популярно среди религиозных консерваторов, которые рассматривают гомосексуальность как греховный личный выбор. Однако такой подход также нравится некоторым гомосексуалам, считающим, что в определенном социальном контексте все потенциально геи, или опасающимся, что открытие биологических причин повлечет разработку «лечения».

Однако другие геи и лесбиянки уверены, что они «родились такими». Хотя большинство ученых согласны, что среда важна для сексуальной ориентации, существует множество доказательств того, что биология, включая генетику, не менее значима. Гомосексуальность встречается во всех известных культурах, что указывает на естественность явления. Однояйцевые близнецы также чаще разнояйцевых обладают одинаковой сексуальной ориентацией, что тоже говорит о вкладе генов.

Ген гомосексуальности?

В середине 1990-х годов в гомосексуальном сообществе была популярна футболка с надписью «Xq28. Мама, спасибо за гены!». Футболка основывалась на работе американского генетика Дина Хэмера, который в 1993 году объявил об открытии первого гена, связанного с гомосексуальностью. Хэмер заметил, что у геев часто много гомосексуальных родственников мужского пола, но в основном по материнской линии. Он понял, что это указывает на участие Х-хромосомы, которая у мужчин всегда наследуется от матери, и начал сравнивать Х-хромосомы гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин.

Из 40 пар гомосексуальных братьев у 33 был обнаружен одинаковый набор вариаций в области Xq28. У гетеросексуальных братьев набор вариантов в этом же участке был иным. Хэмер предположил, что Xq28 может влиять на мужскую гомосексуальность. Это не «ген гомосексуальности» как таковой — некоторые мужчины, несущие предположительно гей-аллели, были гетеросексуалами, и наоборот. Однако это был первый правдоподобный кандидат на роль гена предрасположенности к гомосексуальности, действующий, вероятно, в сочетании с другими генетическими факторами и факторами среды.

Связь с Xq28 была подтверждена в некоторых исследованиях, но не во всех. Нельзя с уверенностью сказать, влияет он на мужскую гомосексуальность или нет. Как и в случае IGF2R, если этот ген и имеет значение, то является лишь одним из множества генов, обладающих сходным эффектом.

Эволюционный парадокс

Потенциальный вклад генов в гомосексуальность ставит интересный эволюционный вопрос. Естественный отбор жестко устраняет варианты, отрицательно влияющие на способность к размножению, и, с дарвиновской точки зрения, гомосексуальность — это преступление против эволюционной приспособленности. Даже если гомосексуалы женились и заводили детей, как, например, Оскар Уайльд, мутации, мешающие скрещиванию, не должны распространяться по генофонду. Как гены, способствующие гомосексуальности, могли выжить?

Оскар Уайльд

Ответ может лежать в том, как эти гены влияют на женщин. Если мутация увеличивает женскую фертильность и наследующие ее женщины имеют больше детей, то она будет распространяться, даже если на мужчин она оказывает обратный эффект. Эта гипотеза подтверждается данными Андреа Камперио-Чиани из Университета Падуи, который в 2004 году изучил семьи 98 гомосексуальных и 100 гетеросексуальных мужчин. Он обнаружил, что родственники женского пола гомосексуалов значительно более фертильны. Матери геев в среднем имели 2,69 детей, а матери гетеросексуалов - 2,32. Тот же эффект наблюдался и для сестер матерей.

Порядок рождения

Существует еще одно объяснение эволюционного парадокса гомосексуальности. В семьях с большим числом сыновей эгоистические интересы генов могут требовать, чтобы младшие братья не участвовали в конкуренции за женщин и вместо этого тратили свои ресурсы на племянников и племянниц, несущих четверть их ДНК. Это может объяснить доказанный биологический факт, что порядок рождения играет роль.

Исследования Рея Бланчарда из Университета Торонто показали, что мужчины, имеющие старших братьев, чаще бывают гомосексуалами. Вероятность увеличивается на треть с каждым старшим братом, но поскольку сама вероятность гомосексуальности мала, большинство младших братьев — гетеросексуалы. Причиной может быть внутриутробное окружение. Иммунная система матери всегда реагирует на плод, поскольку он генетически ей чужд. Мужчина же еще и несет Y-хромосому, которой нет у матери, и иммунная реакция сильнее в случае мальчика. Более того, с каждой следующей беременностью мальчиком она усиливается. Это может повлиять на гормональные профили и сексуальное развитие мозга.

Порядок рождения не имеет значения для мальчиков с приемными или сводными старшими братьями, что указывает на действие биологии, а не семейного окружения. О том же говорят безымянные пальцы: у гомосексуальных мужчин и женщин они обычно длинные, что объясняется высоким уровнем тестостерона в матке. Влияние порядка рождения могло эволюционировать или сохраниться вопреки естественному отбору. Поскольку оно касается лишь семей с большим количеством детей, с эволюционной точки зрения особого ущерба не наносится.

Сексуальная ориентация определяется миллионом связанных факторов — генетических, гормональных и эмбриональных, культурных. Вклад каждого из них определить сложно, и для каждого человека он может быть разным. В результате генетические предпосылки гомосексуальности практически невозможно точно определить, поэтому можно с уверенностью говорить, что «ген гомосексуальности» никогда не обнаружат и лечение не разработают. Геям и лесбиянкам не стоит бояться исследований. Их сексуальная ориентация не является ни заболеванием, ни выбором. Это просто нормальная изменчивость человеческого вида.

Гомосексуальные животные

Гомосексуальные Животные

Естественность гомосексуальности подтверждается и похождениями животных. Брюс Багемил из Университета Британской Колумбии показал, что однополая активность встречается по крайней мере у 1500 видов и подробно описана для 450.

Самки бонобо часто формируют связи после сексуального контакта, и японские макаки также часто бывают увлеченными лесбиянками. В некоторых стадах жирафов девять из десяти половых актов происходят между самцами, до 8% баранов предпочитают секс с другими самцами, пингвины, лебеди и дельфины формируют стабильные однополые пары. Ничто из этого не доказывает участия генов, но распространенность гомосексуальности наводит на размышления. Она не является уникальным свойством человека.

Лесбиянки

Большинство исследований гомосексуальности фокусировалось на гомосексуальных мужчинах и мало затрагивало женщин. Некоторые исследования близнецов и семей показывают, что лесбиянство умеренно наследуемо и что формирование ориентации связано с уровнем тестостерона. Однако ни одно исследование не показало существования потенциального «гена лесбиянства», и нет красивых эволюционных объяснений этому явлению. Одной из причин является сложность исследования лесбиянок, поскольку женщины чаще, чем мужчины, идентифицируют себя как бисексуалы. Вторая причина может крыться в том, что в патриархальных обществах женщинам было сложнее следовать своей сексуальной ориентации. Однако некоторые лесбиянки указывают на то, что наука отказывает им в существовании.