Воспитание или природа?

Фрэнсис Гальтон: «Фраза "природа и воспитание” — очень удобное сочетание слов, поскольку оно аккуратно разделяет на две части бесчисленные элементы, из которых состоит личность»

Дикарь Калибан, по словам его хозяина Просперо, был «дьявол, чистый дьявол, на чью природу воспитание не липнет». За несколько десятилетий до того, как Шекспир написал «Бурю», святой Игнатий де Лойола основал орден иезуитов с их знаменитой максимой: «Дайте мне ребенка на воспитание до семи лет, и я верну вам мужчину». Споры о вкладе наследственности и опыта в человеческую природу имеют глубокие исторические корни.

Фрэнсис Гальтон

Как мы видели, проблема «природы против воспитания» стала одним из наиболее политизированных вопросов генетической эры. На одном краю стояли те, кто искал и находил генетические объяснения человеческой психологии; на другом - те, кто верил, что она формируется культурой. Предполагалось, что им не найти общий язык. Эволюционный психолог Сара Блаффер Хрди шутила, что мы генетически запрограммированы противопоставлять природу и воспитание.

Однако два лагеря не настолько разнесены, как кажется. Представители обеих точек зрения не раз высмеивали мнения друг друга, и многие их споры на самом деле касаются лишь вклада «природы» и «воспитания». Мало кто из школы «природы» является истинным генетическим детерминистом, верящим, что любой человеческий признак можно отследить обратно до триплетов ДНК. Аналогично, хотя сильный культурный детерминизм широко распространен, большинство сторонников «воспитания» утверждают, что важность генов просто преувеличена. Сейчас противостоящие стороны постепенно сближаются, поскольку наше понимание работы генов показывает, что две эти силы зачастую невозможно отличить одну от другой.

Игнатий Лойола

Болезнь, вызываемая генами и окружающей средой

В 1934 году норвежский врач Асбьорн Фёллинг начал лечить брата и сестру, которые родились нормальными, но вскоре начали выказывать признаки умственной отсталости. Фёллинг провел анализ мочи и обнаружил в ней повышенное содержание аминокислоты фенилаланина. Он открыл причину ухудшения здоровья детей - наследственное заболевание фенилкетонурию, также известное как ФКУ.

Асбьорн Фёллинг

Люди, страдающие ФКУ, несут две копии рецессивного гена, в результате чего у них не синтезируется фермент ФАГ. Они не способны превращать фенилаланин в другую аминокислоту, тирозин, что приводит к химическому дисбалансу, нарушающему развитие мозга. Однако эту болезнь можно лечить. При ранней диагностике младенцам с ФКУ прописывают диету с малым содержанием фенилаланина без грудного молока, а впоследствии с ограничениями мяса, молочных продуктов, бобовых и крахмала. Благодаря этому мозг развивается нормально. ФКУ вызывается как генетикой, так и окружающей средой. Ни генотип, ни рацион сами по себе не приведут к умственной отсталости - только вместе они наносят вред. Это открытие помогло тысячам детей, поскольку сейчас младенцев проверяют на наличие мутации и предупреждают повреждение мозга до его возникновения.

Исследования близнецов

Многие сходные явления были обнаружены при исследовании близнецов. Однояйцевые близнецы обладают одинаковой ДНК, тогда как разнояйцевые делят половину ДНК - они настолько же родственны друг другу, как любые брат и сестра. Однако все близнецы делили чрево и имеют общую семью и культурное окружение. Сравнение двух типов близнецов может показать, насколько важную роль играет наследование.

Однояйцевые близнецы

По многим признакам, включая интеллект, черты характера, экстраверсию, невротизм и даже сексуальную ориентацию, религиозность и политический консерватизм, однояйцевые близнецы более похожи друг на друга, чем разнояйцевые. Это указывает на то, что гены влияют на эти аспекты личности.

Однако совпадение между однояйцевыми близнецами редко стопроцентное — их уровень интеллекта сходен на 70 %, а у разнояйцевых близнецов сходство составляет примерно 50 %. Таким образом, наследственность не может быть единственным определяющим фактором; если бы это было так, то однояйцевые близнецы были бы идентичны. Большинство человеческих черт нельзя списать только на генетику или только на воспитание.

«Не меньше столетия спор об интеллекте звучал как «природа против воспитания». Мы начинаем понимать, что природа и воспитание работают вместе» Терри Моффит

Дунединское исследование

Еще более убедительные доказательства были получены в серии исследований под руководством Авшалома Каспи и Терри Моффит. Ученые изучали группу детей, родившихся в 1972-1973 годах в Дунедине, Новая Зеландия. Они регистрировали подробности их жизненного опыта и анализировали ДНК. Результаты разрушили дихотомию природа—воспитание. Сначала Моффит и Каспи исследовали две аллели гена МАОА. Мальчики, несущие одну из аллелей, чаще ведут себя антисоциально и конфликтуют с законом — но только если в детстве с ними плохо обращались. Если они росли в хороших семьях, то с ними все было в порядке, несмотря на «рисковую» аллель. Это не «ген преступности», и здесь нет никакого детерминизма, ни генетического, ни культурного. Окружающая среда должна активировать генетический вариант, и только тогда может случиться беда.

Терри Моффит

Ген переносчика серотонина 5НТТ, также обладающий двумя аллелями, участвует в формировании настроения. Моффит и Каспи показали, что люди, несущие одну из аллелей, в 2,5 раза чаще страдают клинической депрессией, чем люди с другим вариантом гена, но, опять же, только в особых условиях. Риск увеличивается у людей, испытывающих стрессовые жизненные события — безработицу, развод и смерть близких, но даже тогда это только повышенный риск, а не предопределенность. В счастливых обстоятельствах их генотип не имеет значения.

Ученые также обнаружили, что один вариант гена СОМТ повышает риск развития шизофрении, если его носители в подростковом возрасте курили марихуану. Одно из последних открытий показало, что дети, которых кормили грудью, обладают более высоким интеллектом, но только если у них особый генетический профиль. А вот дети с другими генетическими характеристиками от кормежки грудным молоком не получают никаких преимуществ.

Все это показывает бессмысленность противостояния природы и воспитания. Вопрос состоит не в том, что из них главнее, а как они работают вместе. Природа проявляется через воспитание, а воспитание — через природу, и вместе они формируют наши характер, способности, здоровье и поведение.

Какие условия среды важны?

Поскольку очень малое число психологических характеристик определяется генетикой, окружающая среда должна играть важную роль. Но какие факторы наиболее важны? Можно предположить, что все определяется семьей, но, за исключением случаев дурного обращения, это не так.

Американский психолог Джудит Рич Харрис показала, что дети, растущие в одном доме, различаются по большинству аспектов развития. Что имеет значение, так это их друзья. Аналогично тому, как дети иммигрантов подхватывают акценты своих товарищей, а не родителей, они с большей вероятностью будут разделять их социальные взгляды и личные качества.

Джудит Рич Харрис

Родители могут научить детей навыкам, например игре на пианино, но они не могут повлиять на способности к музыке. И хотя они и влияют на счастье своих отпрысков, это не обязательно сформирует взгляд детей на жизнь.

Генетика способностей

Часто вопрос «природа против воспитания» смахивает на спор про курицу и яйцо. Возьмем для примера спортивные способности. Если мальчик унаследовал сильные, быстро сокращающиеся мышцы и большой объем легких, он, скорее всего, будет бегать быстрее, чем его товарищи. В результате он полюбит спорт, привлечет внимание школьного тренера, вступит в команду по бегу и будет тренироваться для повышения своих результатов. Он станет искать условия, подходящие для его генов.

По-видимому, аналогичная логика применима и к другим способностям, например интеллекту и музыкальности. Гены не формируют интеллект, но могут лежать в основе способности к обучению и приводить к тому, что ребенок концентрируется на уроках и любит проводить свободное время в библиотеке.