Осознание тела

Кто я и как стал тем, кем стал? Самоопределение есть сложное явление, включающее многие компоненты: личность, память, сексуальную и национальную принадлежность. А в глубине человеческой самости лежит то, что большинство из нас считает само собой разумеющимся: тело и наше осознание его.

Философы-экзистенциалисты — Фридрих Ницше и Морис Мерло-Понти, например, — были уверены: то, что мы называем «собой», тесно связано с телом, и нейробиология наконец взялась наверстывать упущенное. Современные исследования уже слегка докопались до нейробиологического основания телесной осознанности и хотя бы отчасти сумели показать, что такая осознанность тела есть ключевой компонент самоопределения.

Фридрих Ницше
Фридрих Ницше

Изучение телесной осознанности началось более ста лет назад — с работы британских неврологов Хенри Хеда и Гордона Хоумза. Они обследовали десятки пациентов с трудностями осознания тела, возникшими в результате повреждения правой теменной доли, и заключили, что эта часть мозга хранит динамический образ тела, или модель самости, которую они назвали «схемой тела».

 Хенри Хед
Хенри Хед

Современные изыскания показали, что мозг действительно кодирует множество образов тела и что телесная осознанность состоит из двух связанных, но самостоятельных компонентов. Каждый из них может быть по отдельности подвергнут искажению или манипуляции, и оба они совершенно необходимы для самосознания.

Присвоение тела

Наше обыденное переживание самих себя — внутри тела, и мы признаем свое тело как свою собственность. Так происходит потому, что мозг отличает, что есть часть нашей самости, а что — нет, из чего произрастает наше присвоение тела, а это один из компонентов телесной осознанности. Но иногда это присвоение теряет однозначность: например, в результате внетелесных переживаний (когда «я» будто покидает на время физическое тело) или в результате недуга под названием «соматопарафрения» (пациенты с этим заболеванием утверждают, что та или иная часть тела им не принадлежит), а также при расстройстве телесной целостности личности — остром желании избавиться от той или иной вполне здоровой части тела.

«Входя в то, что я называю собой, я всегда натыкаюсь на то или иное восприятие... Никогда и никак не удается мне застать себя без восприятия» Дэйвид Хьюм (1711-1776), шотландский философ, историк, экономист

Однако искажения чувства обладания телом не сводятся к психиатрическим заболеваниям, они случаются и в повседневной жизни. Хед и Хоумз предположили, что «все, участвующее в осознанном движении тела, добавляется к нашей модели себя» и что схема тела женщины «может распространяться и на перо у нее на шляпке». В наши дни известно, что, например, компьютерная мышь или любой иной инструмент, которыми мы пользуемся, интегрируется в образ тела. Иными словами, мозг после продолжительного применения человеком сторонних предметов начинает относиться к ним как к части самости. Это объясняет, как слепым удается «чувствовать» тростью. И вот что необходимо отметить: эта особенность ума, в конце концов, приведет нас к новому поколению искусственных органов, которые мозг признает частью тела.

Власть над телом и свобода воли

Еще один компонент осознания тела — власть над ним, т. е. ощущение, что мы контролируем свое тело и отвечаем за его действия. Эта власть зависит от так называемых опережающих моделей, производимых мозгом: они предсказывают последствия любых наших действий.

Решая включить свет, к примеру, ваш мозг предвидит, как вы потянетесь к выключателю на стене, сдвинете его, потом услышите щелчок и увидите освещенную комнату. Затем мозг сравнивает эти предсказания с тем, что происходит на самом деле, и близкое сходство модели и действительности дает нам ощущение контроля тела. Исследования механизмов, лежащих в основе этих процессов, указывают на то, что мозг активно искажает восприятие времени для поддержания чувства власти над телом — чтобы нам казалось, будто мы управляем им. Судя по некоторым экспериментам, произвольные движения воспринимаются как происходящие раньше, чем в реальности, и, таким образом, намерение к действию и его последствия воспринимаются как одновременные.

В ходе других исследований обнаружили, что мозг обращает порядок действий: результат воспринимается на долю секунды быстрее, чем движение, которое его породило. Между происходящим и точкой нашего восприятия этого события во времени есть отсрочка в 80 миллисекунд — столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить информацию. Исследования показывают: мозг калибрует последовательность событий, чтобы они совпали с нашими ожиданиями.

Ощущение власти над телом важно, потому что ведет к сознательному переживанию свободы воли, а также поддерживает чувство присвоения тела — подтверждением, что рука, производящая действие, принадлежит вам. При некоторых расстройствах, однако, ощущение власти над телом поколеблено: при синдроме чужой руки, редком психиатрическом заболевании, пациенты сообщают, что не контролируют действия одной из двух своих верхних конечностей; при шизофрении пациенты часто приписывают свои мысли и действия силам, контролирующим их извне.

Видим себя

Телесная осознанность возникает благодаря мультисенсорной интеграции; на практике это означает, что мозг соединяет три разных вида чувственных данных, получаемых от тела: зрительную, осязательную и проприоцептивную, или мышечную, информацию (связанную с положением частей тела в пространстве). Зрительная информация перерабатывается в затылочной доле, а осязательная и проприоцептивная — в соматосенсорной коре. Затем все три объединяются в верхней теменной дольке, и там создается динамический образ тела, который ныне именуют схемой тела или образом тела.

«Я — тело, только тело, и ничто больше; а душа есть только слово для чего-то в теле» Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий мыслитель, философ, композитор

Этот образ являет себя как умозрительное изображение тела, и тело свое мы воспринимаем посредством этой картинки. Расстройства осознания тела могут изменить образ тела в мозге, а это, в свою очередь, фундаментально меняет и ощущение самости у человека. К примеру, расхождения между образом тела и физической его формой может вызывать когнитивный диссонанс (конфликт мыслей и чувств, приводящий к психологическому страданию) или приводить, скажем, к анорексии, дисморфофобии или транссексуальности.

Верить ли глазам своим?

Простые манипуляции с поступающими в мозг чувственными данными порождают иллюзии, искажающие образ тела и чувство самости. Иллюзия возникает, к примеру, при одновременном касании резиновой руки и настоящей одним и тем же способом, если при этом испытуемому показывают резиновую руку. Это создает нестыковку в ощущениях, в результате чего мозг обманывается и думает, что резиновая рука — это часть тела, и доказывает, что зрение — важнейшее для присвоения тела ощущение. Иллюзия обмена телами основана на тех же принципах. Два человека стоят друг напротив друга, на головах у них — шлемы с экранами, в которые встроена камера. Камера транслирует изображение одного человека на экран другого и наоборот, т. е. оба они видят собственное тело глазами третьего лица, размещенного в той же точке, что и другой человек. Если одновременно прикоснуться к обоим, они воспримут это ощущение как возникшее в чужом теле.




Поделиться ссылкой