Внимание

Внимание — деятельность мозга, в процессе которой мы сосредоточиваемся на одних предметах и оставляем в стороне другие. Это привратник нашей осознанности: то, на что не обратили внимания, мы не воспринимаем, а емкость нашего внимания жестко ограничена четырьмя предметами, и механизмы внимания мозга чрезвычайно избирательны.

Слово «внимание» — понятие из нашей повседневности; у него много смыслов, однако в нейробиологии оно обозначает механизмы, при помощи которых мозг позволяет нам перерабатывать наиболее отвечающие ситуации входящие сигналы, мысли или действия и игнорировать не относящиеся к делу. Различают «произвольное внимание», т. е. нашу способность сосредоточиваться на чем-либо по собственному желанию, и «пассивное внимание» — процесс «захвата» нашего внимания чем-либо извне.

Внимание интересовало исследователей уже более ста лет. Великий американский психолог Уильям Джеймз рассматривал его ключевые черты еще в 1890-х годах, отмечая, что мы можем сознательно контролировать фокус своего внимания, однако пределы этой возможности жестко ограничены. Примерно тогда же немецкий врач и физик Герман фон Гельмгольц произвел первые эксперименты с этим явлением.

Уильям Джеймз
Уильям Джеймз
Герман фон Гельмгольц
Герман фон Гельмгольц

Гельмгольц смотрел на экран с изображениями букв, освещая при этом лишь небольшую его часть при помощи электрической искры. Уперев взгляд в центр экрана и заранее решив, на какой его части сосредоточить внимание, он смог воспринять буквы именно там, но более нигде. Гельмгольц также наткнулся на то, что мы теперь называем «скрытым вниманием» — оно позволяет нам видеть что-либо «краем глаза». Оно отличается от открытого, действующего путем перемещения взгляда в определенном направлении.

Эффект вечеринки с коктейлем

Лишь через 50 лет исследователи начали собирать экспериментальные объяснения механизмов внимания. В 1953 году британский психолог Колин Черри изучил так называемый «эффект вечеринки» — нашу способность сосредоточиваться на одном разговоре в шумной хаотической внешней среде и игнорировать все остальное.

 Колин Черри
Колин Черри

С помощью наушников Черри транслировал два разных речевых потока в уши испытуемых и просил их сразу повторять все, что они услышат в каком-нибудь одном ухе. Он обнаружил, что участники эксперимента не могут повторить ни слова, прозвучавшего в другое ухо, из чего сделал вывод, что, обращая внимание на слова, поступающие в одно ухо, испытуемые лучше обрабатывают эту информацию — в ущерб той, что поступила им через другое ухо. Черри также отметил, однако, что участники эксперимента воспринимали информацию высокой приоритетности — например, свое имя, — даже если она поступила им в то ухо, на которое они не обращали внимания. Это наблюдение, «вторжение неконтролируемых сигналов», привело к предположению, что мозг обрабатывает всю входящую информацию, независимо от того, обратили на нее внимание или нет.

«Внимание — способность ума завладевать чем-то одним из, казалось бы, нескольких одновременно доступных предметов или мыслительных цепочек» Уильям Джеймз (1842-1910), американский философ, психолог

Через несколько лет другой британский психолог, Дональд Бродбент, выдвинул для объяснения этого явления важную теорию избирательности внимания — бутылочного горлышка. Согласно теории Бродбента, система обработки информации мозгом — это канал с ограниченной пропускной способностью, и через него может пройти лишь определенное количество данных.

Дональд Бродбент
Дональд Бродбент

Этот канал действует на манер ворот: он открыт для информации, на которую обратили внимание, и та попадает на обработку в мозг, но закрыт для данных проигнорированных. Бродбент также отметил, что работа этих ворот — под сознательным контролем.

Невидимая горилла

Внимание и осознанность близко связаны друг с другом, поскольку мы обычно не воспринимаем ничего, на что не обратили внимания сознательно. И хотя уже более столетия известно, что внимание чрезвычайно избирательно, мы лишь недавно оценили, до какой степени. Из исследований, опубликованных за последние десять лет, стало понятно, что сосредоточение внимания на чем-то оставляет нас полностью неосведомленными о картинах и звуках, кои в противном случае были бы вопиюще очевидными.

Эксперимент «невидимая горилла», впервые проведенный в 1999 году, — самое поразительное подтверждение сказанному. Исследователи попросили участников эксперимента посмотреть небольшой видеофрагмент про две баскетбольные «команды» и велели обратить пристальное внимание на игроков и посчитать, сколько сделано пасов мячом. Примерно к середине фрагмента на экране появился человек в костюме гориллы, встал среди шести игроков и несколько раз стукнул себя кулаками в грудь, после чего покинул экран.

Занятно вот что: исследователи обнаружили, что многие испытуемые не заметили человека в костюме гориллы, потому что полностью сосредоточились на действиях игроков.

Эта неспособность замечать нечто совершенно очевидное носит название «слепоты невнимания». В 2012 году другая группа исследователей продемонстрировала слуховой эквивалент этого явления — «глухоту невнимания». Они показывали участникам своего эксперимента крестообразные фигуры на экране. У каждого креста был один зеленый и один синий луч, и один луч чуть длиннее другого. Участников попросили указать, какой луч синий или какой длиннее. Вторую задачу поставили посложнее: нужно было внимательно разглядывать кресты, чтобы понять мелкие различия в длинах разных лучей.

На участников на все время эксперимента надели наушники. При выполнении задачи участники то и дело слышали некий звук. По окончании у них спросили, слышали ли они его. Оказалось, что испытуемые гораздо реже слышали звук, когда выполняли более сложную задачу, а это означает, что эффект невнимания возникает и между разными органами чувств. Иными словами, сосредоточивая внимание на зрительной задаче, мы упускаем звуки, и наоборот. У этого явления есть очевидные последствия в повседневной жизни. К примеру, набирая текстовое сообщение в телефоне и переходя при этом проезжую часть, мы рискуем не обратить внимание на звук подъезжающего автомобиля. Однако есть в этой особенности внимания и преимущества: мы умеем игнорировать отвлекающие факторы и сосредоточиваться на работе.

Ловкость рук, ловкость ума

Фокусники прекрасно знают, что внимание крайне избирательно, и мастерски владеют вниманием аудитории, дабы усилить впечатление от своих трюков. Им, к примеру, известно, что люди обычно склонны направлять взгляд туда же, куда смотрят другие вокруг; это явление называется «совместным вниманием». Фокусники используют это явление, вынуждая зрителей смотреть туда же, куда смотрит артист на сцене, и тем самым отвлекая их от скрытых маневров, на которых и зиждется трюк. Знают они и то, что внезапное появление неожиданного предмета очень отвлекает внимание, и оно будет мгновенно приковано к этому предмету. Появление кролика из шляпы или летящего голубя — типичные тактики отвлечения внимания публики, и под этим прикрытием можно произвести тайные манипуляции.




Поделиться ссылкой