Понятие «воля» имеет множество толкований. Наиболее распространенными среди них являются два.
Место возникновения волевых импульсов - серое вещество головного мозга. Механизм возникновения их неизвестен. Расстройства воли проявляются или в форме угнетения волевых центров, доходящего до полного безволия (абулия), или в форме чрезвычайного напряжения (гипербулия), ускоренного реагирования, не допускающего никаких сдержек и преград (например, действия в состоянии аффекта).
Непосредственным внешним волевым проявлением служат телесные движения. Внутренне воля обнаруживается в чисто-психическом явлении - в произвольном внимании. Слово воля употребляется в двояком смысле.
В широком - это всякая деятельность, связанная с чувствованием и познанием. В этом смысле к ней можно отнести и все те непроизвольные (самопроизвольные, рефлекторные, инстинктивные) действия, которые соединены с ощущением и чувствованием, и можно рассматривать ее как первичное душевное проявление, существующее на самой низшей ступени сознания.
В узком смысле воля - способность выбирать из различных данных возможностей, и, как таковая, она содержит в себе размышление, то есть рассмотрение мотивов, и собственно решение, которое непосредственно ведет за собой совершение известного акта. В этом смысле воля - сложное производное душевное явление, предполагающее высшее развитие сознания и чувствования. Во всяком случае, воля неразрывно связана с познанием и чувствованием, и нельзя указать ни на одно состояние сознания, которое всецело было бы или чистым представлением, или чувствованием, или хотением. Могут быть только состояния сознания с преобладанием тех или других элементов. А потому спор о первенстве воли над умом и чувствованием и обратно не имеет никакого реального обоснования.
Некоторые философы (А. Шопенгауэр, Н. Гартман) рассматривают волю как «вещь в себе». Они видят в ней бессознательную слепую силу, действующую не только в одушевленных существах, но и во всей природе, и являющуюся метафизическим обоснованием всего сущего.