Один из первых вопросов, которые задал себе человек, – «Кто я?». Окружающий мир люди древности воспринимали как нечто постоянное, но собственное положение в нем вызывало массу вопросов. Что отличает человека от животных? Кем и когда он был создан? Свободен ли он? Добр или зол? Познаваем ли человек? Все эти вопросы до сих пор ждут однозначного ответа.
Люди древности верили, что их племя ведет свое начало от тотема – чудесного предка, которого обычно представляли в виде животного или растения. На языке индейцев одживебе слово «тотем» означает «его род».
У многих народов древности существовали легенды о том, как боги создавали первых людей из дерева, глины, камня и даже маисового теста. Первые сотворенные люди в мифах обычно описываются как «недоделанные». Несколько раз боги древности уничтожали свои творения, пока человек не был создан таким, каков он есть.
В шумерском сказании о рождении человека говорится о том, что первые люди были рождены Богиней-матерью Нинмах по воле ее сына, бога океана Энки.
В первой книге Моисея описывается сотворение женщины из ребра первого мужчины, Адама. Похожий сюжет присутствует и в более ранних мифах жителей Полинезии, Таити, Бирмы и народов Алтая.
У многих народов встречаются мифы о «вселенском человеке», из которого в итоге произошло все живое. Таков, например, индийский человек Пуруша. Согласно мифу, изначально бессмертный Пуруша заполнял собой все пространство, но затем ради создания разноликого мира он пожертвовал собой. Его дух воплотился в луне, глаза засияли в солнце, дыхание стало ветром, а из тела вышли люди.
Представления о бессмертной человеческой душе характерны для монотеистических религий: иудаизм, христианство и ислам. Во всех этих религиях существует понятие о загробном мире, в который душа человека отправляется после смерти.
По убеждению христиан, после смерти судьбу людей определяют их земные дела. Человек свободен в своем выборе. При жизни он может поступать в соответствии с заповедями и обрести райское блаженство или отступать от заповедей и познать адские муки. Похожие представления о загробном мире содержатся во всех монотеистических и многих более древних религиозных верованиях.
Разные философы по-разному определяли главенствующее качество в человеке. Сократ считал, что главное, что отличает человека от животного, – наличие разума. Платон был до глубины души поражен тем, как сильно владеют человеком эмоции. Аристотель назвал человека «политическим животным» и придерживался мнения, что основное его качество – стремление быть рядом с себе подобными.
В XVII веке человек начал сомневаться в том, что является центром мира. Установленная с начала Средневековья антропоцентристская картина мира затрещала по швам. Философы XVII века ощущали себя неуверенно перед увиденным в связи с открытиями в области астрономии и естественных наук.
Эпоха просвещения определила основным человеческим качеством разум. Согласно философии материализма, человек – создание сугубо материальное, его уникальность лишь в его разуме, понимании природы вещей. Вся эпоха была посвящена попыткам испытать потенциал человеческого разума и измерить глубину страстей.
Философы XX столетия сошлись на том, что человек – самое противоречивое создание в мире. Он часть природы, и он вне ее, он обладает волей и не в силах справляться с инстинктами, он слаб, но обладает феноменальной способностью к выживанию.