Кто такой человек?

Один из первых вопросов, которые задал себе человек, – «Кто я?». Окружающий мир люди древности воспринимали как нечто постоянное, но собственное положение в нем вызывало массу вопросов. Что отличает человека от животных? Кем и когда он был создан? Свободен ли он? Добр или зол? Познаваем ли человек? Все эти вопросы до сих пор ждут однозначного ответа.

Я и мир

Люди древности верили, что их племя ведет свое начало от тотема – чудесного предка, которого обычно представляли в виде животного или растения. На языке индейцев одживебе слово «тотем» означает «его род».

Лоренцо Майтани. Рождение Евы. Рельеф собора Орвьето
Лоренцо Майтани. Рождение Евы. Рельеф собора Орвьето

Человек сотворенный

У многих народов древности существовали легенды о том, как боги создавали первых людей из дерева, глины, камня и даже маисового теста. Первые сотворенные люди в мифах обычно описываются как «недоделанные». Несколько раз боги древности уничтожали свои творения, пока человек не был создан таким, каков он есть.

В шумерском сказании о рождении человека говорится о том, что первые люди были рождены Богиней-матерью Нинмах по воле ее сына, бога океана Энки.

В первой книге Моисея описывается сотворение женщины из ребра первого мужчины, Адама. Похожий сюжет присутствует и в более ранних мифах жителей Полинезии, Таити, Бирмы и народов Алтая.

У многих народов встречаются мифы о «вселенском человеке», из которого в итоге произошло все живое. Таков, например, индийский человек Пуруша. Согласно мифу, изначально бессмертный Пуруша заполнял собой все пространство, но затем ради создания разноликого мира он пожертвовал собой. Его дух воплотился в луне, глаза засияли в солнце, дыхание стало ветром, а из тела вышли люди.

Пуруша
Пуруша - согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная

Представления о бессмертной человеческой душе характерны для монотеистических религий: иудаизм, христианство и ислам. Во всех этих религиях существует понятие о загробном мире, в который душа человека отправляется после смерти.

По убеждению христиан, после смерти судьбу людей определяют их земные дела. Человек свободен в своем выборе. При жизни он может поступать в соответствии с заповедями и обрести райское блаженство или отступать от заповедей и познать адские муки. Похожие представления о загробном мире содержатся во всех монотеистических и многих более древних религиозных верованиях.

Человек осмысленный

Разные философы по-разному определяли главенствующее качество в человеке. Сократ считал, что главное, что отличает человека от животного, – наличие разума. Платон был до глубины души поражен тем, как сильно владеют человеком эмоции. Аристотель назвал человека «политическим животным» и придерживался мнения, что основное его качество – стремление быть рядом с себе подобными.

Голова Платона. Римская копия с греческого оригинала
Голова Платона. Римская копия с греческого оригинала

В XVII веке человек начал сомневаться в том, что является центром мира. Установленная с начала Средневековья антропоцентристская картина мира затрещала по швам. Философы XVII века ощущали себя неуверенно перед увиденным в связи с открытиями в области астрономии и естественных наук.

Эпоха просвещения определила основным человеческим качеством разум. Согласно философии материализма, человек – создание сугубо материальное, его уникальность лишь в его разуме, понимании природы вещей. Вся эпоха была посвящена попыткам испытать потенциал человеческого разума и измерить глубину страстей.

Философы XX столетия сошлись на том, что человек – самое противоречивое создание в мире. Он часть природы, и он вне ее, он обладает волей и не в силах справляться с инстинктами, он слаб, но обладает феноменальной способностью к выживанию.

Рафаэль Санти. Афинская школа. 1510-1511 гг.
Рафаэль Санти. Афинская школа. 1510-1511 гг.



Поделиться ссылкой