Альфред Адлер — великий индивидуалист

«Быть человеческим существом — значит иметь чувство неполноценности, постоянно толкающее к покорению последней.»
Альфред Адлер

Как бы ни был гениален один человек, создание нового направления в науке, разумеется, невозможно без последователей. Были они и у Фрейда. Были те, кто разделял его взгляды, поддерживал и развивал идеи. Но были и те, кто, взяв идеи Фрейда за основу, предпочли иной путь. Ниже мы поведем разговор о самых значимых фигурах в области психоанализа, живших и работавших в одно время с его создателем.

Кружок по интересам

Осенью 1902 года в доме Фрейда состоялась знаменательная встреча. Приглашены на нее были четыре врача:

Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер и Вильгельм Штекель. Значение этой встречи переоценить было бы трудно. После публикации «Толкования сновидений», принятых в обществе довольно критично, создатель психоанализа продолжал работу, но вскоре понял: идеи, возникающие у него, столь новы и необычны, что требуют обсуждения если не с единомышленниками, которых тогда у Фрейда практически не было, то хотя бы с коллегами.

Впрочем, просто и только коллегами по медицинскому цеху гостей назвать было бы неправильно. Адлер, например, был одним из первых, кто дал положительную рецензию на публикацию «Толкования сновидений». А в одной из своих работ («К истории психоаналитического движения», 1914) Фрейд рассказал о том, что инициатива собрать такой «совет», на котором он мог бы высказывать и обсуждать идеи, легшие в основу теории психоанализа, принадлежала одному его коллеге, «испытавшему на себе благотворное влияние аналитической терапии». Этим коллегой был Штекель.

«Мы знаем гораздо больше, чем понимаем» Альфред Адлер

Собрания проходили еженедельно по средам; результаты обсуждений тот же Штекель регулярно отправлял в виде отчета в воскресный выпуск «Нового венского еженедельника». По сути, эти собрания стали первым психоаналитическим кружком, получившим название «Психологическое общество по средам». Впоследствии эти собрания посещали многие известные люди: врач Дж. Фридьюнг, музыкальный критик и организатор первых концертов для рабочих в Вене Д. Бах, музыканты М. Граф, И. Стравинский, книгопродавец и издатель работ Фрейда Г. Геллер. Приходили и те, кто потом выбирали психоанализ своей профессиональной стезей, например П. Федерн, Э.Хичман, Ф. Виттельс или В. Тауск.

Состав кружка менялся и расширялся, и если сначала в нем было только пять человек, включая Фрейда, то в 1906 году членов общества было уже семнадцать, а в 1908 — двадцать два. Постепенно в заседаниях стали участвовать не только венские знаменитости, но и зарубежные гости. Среди них был и один из будущих столпов психоанализа — Карл Юнг.

Осенью 1907 года Фрейд выступил с предложением распустить Психологическое общество, чтобы вместо него создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908-го получило название «Венское психоаналитическое общество». К этому времени стало понятно, что некоторые члены бывшего любительского кружка стали всерьез расходиться во мнениях по поводу предназначения и путей развития психоанализа. С другой стороны, психоанализ набирал популярность и к 1909 году, после выступлений Фрейда в США, «вышел на международную арену».

Кто же покинул столь стройные в начале ряды?

Дорогу неполноценности!

Житель Вены, врач Альфред Адлер (1870-1937) был одним из четверки, приглашенной на первый семинар в доме у Фрейда. Слабый здоровьем Альфред, третий из шестерых детей в семье, с раннего детства то и дело сталкивался со смертью. Заснувший и не проснувшийся с ним в одной кроватке трехлетний брат, уличные стычки, где он получал серьезные травмы, тяжелая форма пневмонии, которую семейный врач семьи Адлеров считал безнадежным случаем... Возможно, все это и толкнуло Альфреда на стезю медицины.

Психология, классическая немецкая философия, Библия и классическая литература — Адлер был удивительно начитан, а позже обрел всемирную славу превосходного лектора. Но, по сути, он был врачом-практиком: занимался сначала офтальмологией, потом стал врачом общей практики, позже посвятил себя неврологии и психиатрии. Именно на последний период пришлась публикация одного из трудов Фрейда — «Толкования сновидений», встреченного весьма и весьма критично. Адлер же выступил с активной защитой этой работы, чем привлек внимание Фрейда.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Ок. 1490-1515
В старину верили, что причиной безумия может стать попавший в голову «камень глупости» (худ. Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Ок. 1490-1515)

Следует, однако, отметить, что с самого начала Адлер, несмотря на горячий интерес к новому научному направлению в психиатрии, считал себя не учеником Фрейда, а скорее его младшим коллегой. Соглашаясь с теорией бессознательного и методом свободных ассоциаций, он выступал против жесткого детерминизма Фрейда и практически полного игнорирования внешнего воздействия на механизмы работы психики. Адлер пытался анализировать психику как нечто целое, не делимое на отдельные части, нечто, обладающее свойствами, которые отдельным частям не присущи. В то время как Фрейд видел целое как ограниченное количество отдельных составляющих.

«Мы не всегда сами свободны от тех ошибок, из-за которых насмехаемся над другими» Зигмунд Фрейд

Адлера чрезвычайно интересовала способность тела компенсировать органические поражения. Для врачей уже не было секретом, что при поражении определенных органов у человека возникает компенсаторная реакция, и утраченную или нарушенную функцию на себя берут другие части тела. Так, Демосфен, великий оратор, в детстве сильно запинался, многие художники и музыканты страдали от нарушения зрения и слуха, у ослепших людей чрезвычайно обострялась тактильная функция и так далее.

Отсюда было рукой подать до предположения, что неполноценность в какой-то сфере толкает человека преодолевать свои дефекты, причем не только для того, чтобы встать с людьми полноценными вровень, но и намного обойти их, достигая невероятных, выдающихся результатов. Эту тему Адлер развил в работе «Исследование органической неполноценности и ее психической компенсации» (1907). Коллеги по собраниям положительно приняли этот труд, считая его интересным вкладом в эго-психологию.

Но очень быстро стало понятно, что Адлер развивает не просто побочную ветвь в теории Фрейда. Он искал свой ключ к пониманию психической жизни человека. От основных позиций классического психоанализа Фрейда Адлер отходил быстро: он не разделял идеи о том, что в психологии человека ведущую роль играют сексуальные факторы развития и эдипов комплекс, их значение сводилось к минимуму; психическая деятельность рассматривалась младшим соратником Фрейда только с точки зрения Я. А максимальное внимание Адлер сосредоточил на комплексе неполноценности и стремлении к власти.

Основными отличиями теории Адлера от теории Фрейда были:

  • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
  • признание социальной природы человека;
  • стремление индивида к совершенству;
  • восприятие психической жизни как целостной индивидуальности.

Агрессия — залог успеха?

Стремление к власти может приобретать самые разные формы, его цель — достижение превосходства над другими. И не важно, в чем оно будет выражаться: в господстве, красоте, богатстве, силе или славе. Все это будет стремлением к доминированию и, по мнению Адлера, суть агрессией. Различные формы агрессивного поведения он связывал с борьбой за превосходство, в отличие от Фрейда, для которого агрессия была влечением к смерти.

Стремление к превосходству Адлер рассматривал как явление совершенно естественное. Ребенок в мире взрослых слаб и свою беспомощность осознает примерно в возрасте четырех-пяти лет. Это чувство неполноценности может усиливаться двумя факторами: слабым здоровьем и неправильным воспитанием («сверхпотворством» или недостатком внимания и любви).

«Из-за обособленного образа жизни, который мы ведем, мало кто из нас хорошо знаком с природой человека» Альфред Адлер

Адлер рассматривал два варианта развития личности. В норме агрессия и стремление к превосходству гармонично сочетаются со стремлением к сотрудничеству и социальному взаимодействию. Самоутверждение в таком случае происходит за счет любви, успеха и взаимной поддержки. При недостаточной или извращенной компенсации человек переходит на путь насилия. Адлер писал: «Образцом, на который направлена личность, ее целью является социальная значимость, повышение самооценки, превосходство. Эта цель имеет множество проявлений. Она может кристаллизоваться в идеал в любой из следующих форм: полезное достижение, личный престиж, превосходство над другими, защита от опасности или сексуальные победы».

Адлер выделял три основных механизма в стремлении к превосходству:

  • удачная компенсация, когда стремление в конечном счете ведет к положительному приспособлению в трех основных сферах жизни (в обществе, работе и сексе);
  • сверхкомпенсация, когда стремление становится слишком явным и ведет, например, к тому, что низкорослый, но крайне самоуверенный мужчина становится бандитом;
  • бегство в болезнь как средство достижения власти над окружающими людьми.

Неудивительно, что в 1911 году пути Фрейда и Адлера разошлись. Альфред Адлер вел активную пропаганду психологических идей. Великолепный лектор, он достиг в этом немалых успехов. Его теория высоко оценивалась в 1920-1930-х годах, особенно в США. И хотя адлерианская школа индивидуальной психологии не получила широкого развития, его идеи были интегрированы в психологию и широко используются вплоть до сегодняшнего дня в разных областях социальной жизни.

Благодаря Альфреду Адлеру появилось понятие «комплекс неполноценности». Психолог считал, что человек, который им страдает, так или иначе старается обратить на себя внимание других людей в подсознательной надежде на помощь. Преодоление комплекса неполноценности может дать прекрасные результаты, например в творчестве.




Поделиться ссылкой