Что за люди приняли нацистскую идеологию и устроили Холокост? Что дает людям абсолютную уверенность в том, что они правы, а все остальные — нет? Почему они столь ортодоксальны во многих вопросах?
После Второй мировой войны группа социологов из Америки под руководством Теодора Адорно задалась этими вопросами. Результатом исследований стала книга «Авторитарная личность», изданная в 1950 году.
В центре их теории лежит идея индивидуума как причины социальных бедствий. Основная мысль состоит в следующем. Родители воспитывают авторитарность, часто и серьезно наказывая детей даже за мелкие проступки. Это настраивает детей враждебно по отношению к родителям и всем, имеющим власть и авторитет. Однако дети не осознают этой агрессии, потому что она может означать для них еще большее наказание. Кроме того, они зависят от родителей и предполагается, что должны любить их. И поэтому, в соответствии с теорией, их подавленный антагонизм вытесняется и проецируется на более слабых членов общества. Авторитарные люди почти всегда этноцентричны, то есть у них есть однозначное, четкое и непоколебимое убеждение в превосходстве их расовой, культурной и этнической группы над членами других групп. Это легко переходит в жестокость, агрессию и явное, неприкрытое предубеждение.
Хотя идея и получила распространение, ее критиковали — и потому, что на развитие авторитарного мышления и поведения влияет множество других факторов, и потому, что предубеждение на самом деле формируется другими из-за сильных ситуационных факторов (см. главы 24 и 25).
Люди авторитарного склада, как выяснилось, стремятся избегать ситуаций, связанных с любой неопределенностью или неоднозначностью, они не хотят признавать, что у «хороших людей» есть и хорошие, и плохие черты. Однако часто оказывается, что они не слишком интересуются политикой, мало участвуют в политической и общественной деятельности и предпочитают сильных лидеров.
Характеристики авторитарности представлены на самой известной и широко используемой шкале — так называемой F-шкале, впервые опубликованной в книге «Авторитарная личность», которая пытается измерить предвзятость и негибкость мышления. Ниже приводится девять факторов и высказывания, отражающие каждую часть шкалы.
С авторитаризмом связан ряд других понятий. Например, консерватизм, догматизм и этноцентризм. Одни исследователи концентрируют внимание на образе мышления, другие — на предрассудках. Большинство согласны в том, что авторитаризм — скорее поведенческий синдром, чем черта личности, обусловленный и наследственными (генетическими) факторами, и факторами внешней среды. В основе авторитаризма лежит склонность к тревоге и ощущению опасности при столкновении с неопределенностью или неоднозначностью.
«Подчинение — базовая составляющая в структуре социальной жизни. Система власти нужна в любом обществе. Только у человека, живущего в изоляции, нет необходимости реагировать подчинением или неповиновением на команды других» Стэнли Милгрэм, американский социопсихолог, 1974
В силу разных факторов (способности, особенности личности, опыт раннего детства, нынешние обстоятельства) авторитарные люди чувствуют себя в опасности, ущербно и незащищенно, когда им не хватает ясности. Поэтому главная их мотивация — избегать неопределенности. Авторитаристы не любят сложностей, нового, риска, перемен, а также сторонников всего этого. Они не любят конфликтов, не любят принимать решения, склонны подчинять свои собственные чувства и нужды внешним властям. Они придерживаются правил, норм, устоев и, что еще важнее, настаивают на том, чтобы другие поступали так же.
Так, консерваторов и авторитаристов всецело занимает порядок и контроль во внутреннем и внешнем мире. Они любят упрощенные, строгие и однозначные законы, нравственные устои, обязательства и правила. Это определяет все — от выбора произведений искусства до политической позиции.
Авторитарные люди, ограниченные и догматичные, отличаются тремя особенностями: непреодолимое желание отвергать любые мнения, отличные от их собственных; слабая связь между их убеждениями; сложные, многочисленные и положительные представления о вещах, в которые они верят, — в отличие от тех вещей, в которые они не верят.
Указанная здесь книга полностью посвящена правому авторитаризму. Существуют и левые авторитаристы — сталинисты или троцкисты, например. Суть в том, что правый авторитаризм основывается на трех поведенческих системах. Первая — полное подчинение действующей власти; вторая — общая агрессия против любых «врагов» этой власти; третья — слепое соблюдение установившихся социальных норм и традиций.
Те, кто придерживается правых авторитаристских взглядов, склонны к абсолютизму, запугиванию, догматизму, лицемерию и фанатизму. Они с воодушевлением поддерживают любые виды наказаний и сомневаются в либеральных взглядах. Они некритично относятся ко всему, что поддерживают, зачастую непоследовательны и противоречат сами себе. Они готовы к двойным стандартам, самоуверенны, им совершенно чужда скромность и самокритика.
Авторитаристы есть среди людей всех социальных уровней, хотя чаще их привлекают профессии и религии, совместимые с их системой ценностей. Они скорее склонны считать себя не авторитаристами, а людьми «правых взглядов», порядочными, рациональными и честными. Но политические и религиозные взгляды легко их выдают.
Консерватизм
Строгая приверженность традиционным ценностям среднего класса. («Самые главные ценности, которые нужно привить детям, — это послушание и уважение к властям».)
Авторитарное подчинение
Безоговорочное принятие власти. («У молодых иногда бывают бунтарские идеи, но когда они вырастают, то должны забыть их и остепениться».)
Авторитарная агрессия
Склонность осуждать любого, кто нарушает традиционные нормы. («Человек с плохими манерами, дурными привычками и воспитанием вряд ли может рассчитывать на то, чтобы общаться с приличными людьми».)
Секс
Чрезмерная забота о должном половом поведении. («Гомосексуалисты вряд ли чем-то лучше, чем преступники, поэтому их надо строго наказывать».)
Антиинтрацепция
Отрицание слабости и сентиментальности. («Бизнесмен и промышленник гораздо важнее для общества, чем художник и профессор».)
Предвзятость и стереотипия
Вера в мистические детерминанты судьбы, негибкость и категоричность мышления. («Когда-нибудь мы увидим, что астрология способна объяснить многие вещи». )
«Комплекс власти»
Озабоченность превосходством над другими. («Если у человека есть сила воли, ничто не может ему помешать».)
Деструктивность и цинизм
Общее чувство враждебности и агрессии. («Природа человека неизменна, всегда будут существовать конфликты и войны».)
Проективность
Склонность проецировать наружу внутренние эмоции и импульсы. («Большинство людей не осознает, как многое в нашей жизни управляется тайными заговорами».)
Консерватизм и догматизм — понятия, тесно связанные с авторитаризмом. Дело даже не в интеллекте, просто люди с более широкими взглядами способны быстрее решать новые задачи, они быстрее подключают новые идеи к имеющейся информации. Поэтому им больше нравятся новые, сложные и необычные задачи. Есть ряд анкет для определения уровня догматизма. Вот несколько высказываний из них: