«Психология страстей»

«Страсть — это чрезмерно сильное движение души»
Цицерон

Психоанализ, так же как и «классическая» психология и философия — и даже религия! — оперирует многими понятиями, знакомыми каждому с детства: чувство, страсть, влечение. Как определяет их психоаналитик? По каким принципам они отличаются друг от друга и каково их место в нашей жизни?

От влечения до аффекта

Начнем с определений.

Влечение Фрейд определял как побудительную силу, которая воздействует на человека с определенной периодичностью. То есть это некая тяга, которая должна быть удовлетворена. Например, голод или необходимость сна. Часто сюда же относят и половое влечение, но в рамках фрейдизма это гораздо более широкое понятие, нежели просто «то, что должно быть удовлетворено».

Чувство — это душевный порыв, антипод безразличия: чувство радости, чувство вины... Чувство связано с областью воображения, ведь подчас, чтобы испытать, например, чувство нежности к кому-то из своих родных, нам достаточно представить этого человека.

Фрэнк Дикси. Ромео и Джульетта. 1884
Фрэнк Дикси. Ромео и Джульетта. 1884

Аффект — это тоже чувство, но имеющее свои особенности. Оно всегда возникает как острая реакция на что-либо, например на оскорбление. Аффект развивается стремительно, протекает бурно и сопровождается крайним возбуждением.

И наконец, страсть — она близка к аффекту, но гораздо более продолжительна. Она захватывает человека полностью: любовная страсть, страсть к наживе, жажда мщения.

«Цель гнева — быстрое насильственное уничтожение любого препятствия» Альфред Адлер

На протяжении многих веков не было единого мнения относительно того, являются ли чувства и страсти сами по себе положительным или отрицательным даром природы или бога. Ведь, например, можно испытывать чувство любви, а можно — чувство ненависти; можно испытывать «недостойную страсть» к замужней женщине, а можно страстно погрузиться в постижение Священного писания.

Вопрос лишь в векторе; а любые человеческие проявления следует рассматривать в совокупности всех их компонентов и с опорой на то, какую роль они играют в жизни конкретного индивида.

Любовь и комплексы

Поговорим о любви. С точки зрения психоаналитика, в общих чертах она складывается из нескольких компонентов:

  • половое влечение, либидо. Это самая простая и примитивная сторона, для которой, по сути, необходим лишь какой-то внешний раздражитель;
  • попытка получить недополученное в детстве. Этот компонент выходит на первый план в том случае, если субъект в детстве был лишен нормального взаимодействия с любящими родителями или был жертвой каких-то нездоровых, холодных отношений в семье;
  • желание самоутвердиться;
  • эмоциональная «наполненность».

Для того чтобы любовная жизнь человека была счастливой, нужно минимизировать при помощи психоанализа травмирующие воздействия детства и сгладить невротические проявления. Кроме того, необходима гармония чувственного (физиологического) и эмоционального компонентов.

Но, по большому счету, даже для самого основателя психоанализа Зигмунда Фрейда любовь и ее определения так и остались в числе самых «малоизученных» проявлений человека. Ведь, как утверждают философы и культурологи, любовь относится к категории вещей, которые невозможно описать и разложить по полочкам — их можно только пережить! И все же психоанализ предлагает свои пути решения проблем, возникающих в связи с этим чувством. При чем тут проблемы? Так ведь вряд ли побежит к психоаналитику человек, счастливо влюбленный и наслаждающийся этим?

«Человек, объятый сильной страстью, — страшный эгоист» Александр Герцен

Для основателя психоанализа все проявления любви — родительская, половая любовь, любовь к своим родным и друзьям, даже любовь к самому себе — это все побеги, растущие из одного корня, «...выражение одних и тех же побуждений первичных позывов». Нам это может показаться странным: как можно сравнивать, например, любовь маленького ребенка к своей матери и супружеские отношения? С точки зрения психоанализа — можно, ведь, как мы помним, основой человеческих проявлений остается одна и та же энергия — либидо, — имеющая, в том числе и сексуальную окраску. Она проявляется в любом возрасте, и все дело лишь в том векторе, который она приобретает.

Невроз (или, в широком смысле, связанная с неправильным развитием проблема) возникает тогда, когда происходит сбой определенных этапов созревания человека. Приведем пример на основе уже известных вам выводов Фрейда о взрослении ребенка. Младенец получает удовольствие, находясь на руках у матери и питаясь ее молоком, то есть его «центры наслаждения» связаны с областью рта, это и есть та самая «оральная фаза», о которой уже шла речь. Ребенок не знает самоограничений, он «насквозь чувственен» (ох, как критиковали Фрейда блюстители морали за такой развратный взгляд на ребенка!). Но в то же время его генитальная область неразвита, и ни о каких сексуальных отношениях речь, естественно, не идет.

Жан-Леон Жером. Пигмалион и Галатея. 1890
Жан-Леон Жером. Пигмалион и Галатея. 1890

По мере взросления у ребенка появляются другие возможности получать удовольствие, но в то же время на него начинают действовать культурные требования окружающего мира. Ведь как минимум странно будет выглядеть подросток, прижимающийся к материнской груди! Но «первичные позывы к удовольствию» никуда не деваются, они должны находить выход, иначе психика человека уподобится кипящему котлу с плотно закрытой крышкой. Рано или поздно произойдет катастрофа. Либидо должно получать удовлетворение, и это произойдет либо путем выстраивания отношений с противоположным полом, либо, например, путем сублимации — если, скажем, человек захочет посвятить себя богу и стать иконописцем.

Но что происходит, если по какой-то причине (например, чрезмерно обожающая мать, не желающая отпускать ребенка от себя) он застревает в этой фазе? Мы получим взрослого человека, неспособного идентифицировать себя, не умеющего любить, ведь возникает страшное противоречие между взрослением, требующим высвобождения сексуальной энергии, и неспособностью отойти от привычных, но ставших уже нездоровыми и уродливыми отношений.

«Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, как была испокон веков», — писал Фрейд.

Так что же, любовь для психоаналитика — исключительно половое чувство? Нет. Высказывания Зигмунда Фрейда отражают ту двойственность, которую психоанализ приписывает любви. Ведь, по сути, с точки зрения психоаналитика, любые проявления человеческой природы могут быть как со знаком плюс, так и со знаком минус:

  • «Чтобы не заболеть, нам необходимо начать любить»;
  • «Жестокость и половое влечение связаны между собою самым тесным образом».

В своей книге «Очерки по психологии сексуальности» Фрейд писал: «Никогда мы не оказываемся так беззащитны перед лицом страдания, чем когда любим — и никогда не бываем так безнадежно несчастны, как потеряв любимое существо и его любовь...»

Так как же увязать между собой фрейдовское понимание любви как порождения либидо и любви как защиты от невзгод, светлой и радостной? Дело в том, что в работах самого Зигмунда Фрейда очень мало говорится о том, как могут быть связаны любовь половая и любовь духовная, возвышенная. А ведь с тем, что две этих «разновидности» присутствуют, например, в счастливом браке, не спорит никто! Поэтому надо признать, что в работах Фрейда рассуждения на тему связи «любви телесной и любви возвышенной» практически нет. Эту тему рассматривали и углубляли уже его последователи, например Эрих Фромм. Именно психоанализ более позднего, послефрейдовского этапа и привел к появлению выводов, с которых начиналась эта подглавка.

Густав Климт. Поцелуй. 1908
Густав Климт. Поцелуй. 1908

Очень интересны с точки зрения психоанализа зависть и ревность. Вспомните теорию Альфреда Адлера относительно комплекса неполноценности. С точки зрения большинства психоаналитиков, именно этим комплексом объясняется возникновение зависти. Например, у одного человека есть загородный дом, у другого — нет. И этот другой завидует тому, у которого он есть. В большинстве случаев человек осознает только короткую цепочку умозаключений «У меня нет, у него — есть. Это обидно». Но с точки зрения психоанализа эту цепочку нужно продлить следующим образом: «У него есть, у меня — нет. Это потому, что я не в состоянии заработать деньги на покупку загородного дома». То есть подоплекой выступает комплекс неполноценности. Если завистник остановится на этой стадии, не осознает, что его чувство вызвано именно этим комплексом, и не направит усилия на то, чтобы исправить ситуацию (в идеале — купить такой же загородный дом и даже лучше!), зависть съест его изнутри.

«...ревность — это результат сильного и глубокого чувства неполноценности» Альфред Адлер

Особый случай — зависть, возникшая на почве явной социальной несправедливости. Ведь отсутствие загородного дома может объясняться не только нежеланием или неумением зарабатывать! Но в этом случае нужно искать другие объекты для «переключения» и для прорабатывания комплекса неполноценности, а также восстановления уверенности в себе.

Бывают и более сложные случаи, когда зависть начинает приносить удовольствие, в этом случае она сродни мазохизму и избавиться от нее без помощи специалиста крайне сложно.

К зависти по своему «содержанию» очень близка ревность. Не зря распространена точка зрения, согласно которой ревность — это в первую очередь проявление неуверенности в себе у самого ревнивца. Человек сомневается не столько в верности любимого (любимой), сколько в собственной привлекательности, состоятельности, способности любить. Параллельно с этим возникает страх одиночества: «а что, если я никому больше не буду нужен?» Ведь не зря первые сильные проявления ревности встречаются у маленького ребенка, который боится быть оставленным матерью. Например, на детской площадке он может закричать и заплакать, если его мама проявила внимание по отношению к какому-то другому ребенку.

Мы привели лишь два примера. Но, наверное, этого достаточно, чтобы убедить вас: исследование человеческих чувств, страстей и влечений с точки зрения психоанализа — очень интересное направление.




Поделиться ссылкой