«Тест на интеллект иногда показывает человеку, что будь он умнее, то не проходил бы его.»
Л. Петер, канадско-американский педагог и психолог, 1968
Одних людей считают сообразительными, проницательными, одаренными, умными, способными, находчивыми и наблюдательными. Других воспринимают как глупых, бездарных тугодумов, вялых и недалеких. Первые обычно аналитически и ясно мыслят: они быстро учатся, обладают хорошей памятью и могут объяснить сложные явления. Вторые — полная противоположность. Умные люди чаще всего успешнее в учебе и на работе.
«Интеллект — это то, что можно измерить тестом на IQ, и ничего более». Многие непрофессионалы скептически относятся к использованию тестов на IQ. Так, может, они правы?
Считается, что умный человек хорошо решает задачи, мыслит четко, думает логически, воспринимает большое количество информации, демонстрирует хороший интеллектуальный уровень и в быту, и в академической среде. В дилетантских теориях поминается также эстетический вкус, воображение, любознательность и интуиция, но большинство этих качеств выходит за рамки традиционных психологических тестов творческих способностей.
Многочисленные исследования показали, что мужчины выше, чем женщины, оценивают свой интеллект (когнитивные способности), особенно пространственный и математический, но в том, что касается оценок эмоционального интеллекта, все как раз наоборот. Однако в целом свои реальные способности люди оценивают неверно: одни скромничают и занижают оценку своих способностей, другие самонадеянно оценивают их выше.
В 1904 году Министерство образования Франции обратилось к психологу Альфреду Бине с предложением разработать метод для выявления детей, у которых могут возникнуть сложности с учебой. Бине разработал тест для измерения способности человека делать выводы и выносить суждения. Он использовал вопросы, на которые могут ответить обыкновенные дети определенного возраста.
Сначала ребенку задавали вопросы для детей чуть более младшего возраста, а потом вопросы усложнялись. Когда ребенок не мог ответить ни на один вопрос для конкретной возрастной группы, тестирование прекращалось. Тест Бине выявлял возрастной уровень, для которого ребенок правильно отвечал на все вопросы, а за любой правильный ответ следующего уровня к возрасту ребенка добавляли еще два месяца. Так, например, «ментальный возраст» ребенка, который правильно ответил на все вопросы для уровня 9-летнего и на три вопроса для детей старше 9 лет, определялся как 9 лет и 6 месяцев.
«Некоторые люди страдают врожденной посредственностью, другие становятся посредственными, а третьих упорно считают посредственностями» Джозеф Хеллер. «Уловка-22», 1961
В США тест Бине в обиход ввел Льюис Термен. Вместо того чтобы вычислять ментальный возраст, как это делал Бине, Термен использовал так называемый коэффициент умственного развития (IQ), который вычислялся так: ментальный возраст делили на фактический возраст и умножали на 100. Так, IQ восьмилетнего ребенка с ментальным возрастом в 10 лет равен 125 (10 : 8 = 1,25; 1,25 100 = 125). Этот способ вычисления IQ использовался до 1960 года, затем его сменил стандартный показатель IQ, для вычисления которого показатели отдельного человека сравнивают с общими оценками населения в целом. Стандартный IQ показывает уровень данного человека по отношению к уровню других людей этого же возраста и социальной (этнической, религиозной, национальной) группы.
Мы знаем, что 66% людей набирают IQ от 85 до 115 баллов, 97% — от 70 до 130. Существует очень мало особо одаренных (свыше 130 баллов) и совсем отсталых (до 70 баллов) людей. Исследования показывают, что квалифицированные специалисты набирают больше 120 баллов, а неквалифицированные работники — от 90 до 110.
Выход крайне противоречивой книги об интеллекте («Кривая нормального распределения» Ричарда Дж. Хернштейна и Чарлза Мюррея, 1994) и оживленные, хотя и не всегда компетентные дискуссии привели к тому, что более 50 экспертов с мировым именем решили дать четкие и ясные формулировки взглядов психологов на интеллект.
Значение и измерение интеллекта
Различия между группами
Практическое значение
Причины и стабильность различий внутри группы
«Интеллект — это умение учиться, в отличие от навыков — то есть умения разумно действовать на основании выученного» А. Н. Уайтхед, британский математик, логик, философ, 1960
Причины и стабильность различий между группами
Значение для социальной политики
Сэр Фрэнсис Гальтон был первым апологетом тестов на IQ. Похоже, он считал интеллект единственной достойной способностью, которая передается по наследству и которую лучше всего оценивать, измеряя скорость решения задач и других умственных процессов. Хотя эксперты до сих пор не могут точно определить понятие интеллекта, многие в своих определениях сходятся в том, что интеллект — это способность учиться на основе опыта и умение адаптироваться в окружающем мире.