Зигмунд Фрейд — тот, кто открыл новый мир

«Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были.»
Зигмунд Фрейд

Сколько бы споров ни вызывал сам психоанализ, его цели, методы и действенность, несомненно одно: главной, центральной фигурой в теории психоанализа и, в сущности, всей современной психотерапии является Зигмунд Фрейд. Все многочисленные ветви этой науки, несомненно, имеют корень и основу в его учении. В чем же оно состоит?

Создатель психоанализа

В жизни Зигмунда Фрейда особых тайн нет, она хорошо изучена. Родился он 6 мая 1856 года в семье Якоба Фрейда, скромного торговца тканями, и его второй супруги Амалии. Старший сын от второго брака в многодетной семье, Зигмунд рос крайне ответственным. Кроме того, у мальчика были явные способности к научной деятельности и аналитический ум. Отец привил сыну любовь к литературе, которую тот сохранил на всю жизнь. Позже Зигмунд увлекся и философией, и это, несомненно, оказало влияние на его развитие и последующие изыскания в области психологии.

По окончании частной гимназии Фрейд поступил в Венский университет, успешно его окончил, отдавая много времени изучению химии, биологии и зоологии. Однако увлекшись теориями Эрнста Вильгельма фон Брюкке, профессора физиологии и микроскопической анатомии, Зигмунд перешел к нему на кафедру; благодаря этому он написал несколько статей по физиологии и неврологии, а также свел важное для себя знакомство с Йозефом Брейером, ставшим ему коллегой и настоящим другом.

Эрнст Вильгельм фон Брюкке
Физиолог и психолог Эрнст Вильгельм фон Брюкке, оказавший большое влияние на Фрейда. Литография 1860-х

Именно Брюкке натолкнул Фрейда на мысль, что психическое — есть некая специфическая энергия, а весь организм — динамическая, постоянно изменяющаяся величина. Занимаясь под его руководством, Зигмунд мечтал посвятить себя науке. Но финансовые трудности вынудили его оставить научное поприще и начать медицинскую практику. Хирургия, потом неврология, в которой он достиг значительных успехов, — кстати, термин «детский церебральный паралич» был предложен Фрейдом — потом работа в психиатрическом отделении под руководством Теодора Мейнерта. Практические навыки, приобретенные Фрейдом в работе с самыми видными учеными и врачами того времени, были бесценны. Но в медицинской практике как таковой он разочаровался довольно быстро.

Год 1885 можно считать периодом зарождения психоанализа. Выиграв конкурс, Зигмунд Фрейд получил право на стажировку в Париже у Жана Мартена Шарко, находившегося тогда в зените своей славы. Именно его методы лечения истерии, в том числе и гипноз, помогли Фрейду принять окончательное решение о формировании собственного метода лечения пациентов, страдающих психическими расстройствами.

Жан Мартен Шарко
Психиатр Жан Мартен Шарко, учитель Зигмунда Фрейда. Фото ок. 1890

Три шага от подножия к вершине

Подытоживая собственный опыт, как научный, так и клинический, Фрейд постепенно формулирует основные постулаты своей теории: разделение психики человека на сознательную и бессознательную части, вытеснение травмирующих событий в бессознательное, влияние вытесненного, не осознаваемого уже события на поведение человека, сексуальная природа психологических трудностей и конфликтов.

Фрейд оставил огромное научное наследие — 24 тома! И всю его научную деятельность можно условно разделить на три этапа.

Первый этап (1886-1897) связан с разработкой теории аффективной травмы. К этому периоду относится написанная в соавторстве с И. Брейером серьезная научная работа «Очерки об истерии» (1895). В это время Фрейд полагает, что причиной невротических расстройств являются реальные внешние травматические события, произошедшие с человеком в детском возрасте, а также аффекты, вызванные представлениями и травмами, которые человек не в силах воспринять и перенести. Также Фрейд полагал, что механизм аффективной травмы запускает в психике механизм приспособления к внешней реальности, отвода возбуждения и перевода психической энергии из одного состояния в другое. К этому периоду относится и убеждение Фрейда в том, что травма — есть последствие сексуального совращения, произошедшего в действительности. Позже он придет к выводу, что речь на самом деле идет не о реальных фактах, а о сексуальных фантазиях ребенка, его представлениях и желаниях.

Зигмунд Фрейд в возрасте 16 лет с матерью Амалией
Зигмунд Фрейд в возрасте 16 лет с матерью Амалией. Фото 1872

Второй этап (1897-1923) — период, когда были написаны основные труды по психоанализу: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Влечения и их судьба» (1915) и другие. Фрейд приходит к новой модели своей теории. Энергия влечения теперь рассматривается им как самый важный мотивационный фактор поведения человека. Одной из главных составных частей классического психоанализа становится понятие детской сексуальности. Приспособление становится адаптационным механизмом в отношении не внешних событий, а внутренних сил самого человека, а сексуальность становится «суммой» противоположности полов, наслаждения, инстинкта продолжения рода и сокрытия неприличного. Два вида влечения — либидо и инстинкт самосохранения — рассматриваются основателем психоанализа как противопоставленные.

Формируется и пространственная модель психики человека по Фрейду, знаменитый трехуровневый «айсберг» — бессознательное, предсознательное и сознательное. Первый, самый нижний слой, является вместилищем психической энергии, врожденных влечений человека, первичных неконтролируемых процессов, которые никогда не поднимаются на поверхность сознания. В предсознательном и сознательном слоях осуществляются вторичные процессы — внимание, рассуждение, осознание, контроль. Предсознательное, расположенное как некий буфер между бессознательным и сознательным, является своеобразным цензурным фильтром. В него способны проникнуть влечения и желания из бессознательного, те, которые индивид в состоянии осмыслить и осознать. Но если они будут тревожить человека, то предсознательное затормозит их, не пропуская дальше. Проще говоря, то, что находится в бессознательном слое, никогда не будет доступно нашему осознанию, оно оторвано от сознания навсегда. То, что пропущено в предсознательное, может быть оттуда извлечено при помощи различных техник и методик и осознано нами. Сознание же оперирует такими процессами, как восприятие, внимание и суждение.

«Сновидения — это королевская дорога в бессознательное» Зигмунд Фрейд

Третий этап (1923-1939) — время, когда были написаны «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923) и другие работы. Фрейд снова уточняет свои взгляды на понятие влечения и психический аппарат, представляемый теперь как структурная, а не топическая модель.

В этот период основными влечениями в психике Фрейд полагает Эрос (влечение к жизни) и Танатос (влечение к смерти). Первое отвечает за развитие и функционирование всего организма, включая психику, за созидание, а второе — за стремление к разрушению и саморазрушению, к закономерному физиологическому переходу в неорганическое состояние. Модель психики приходит к окончательному структурному виду. Три слоя психики Фрейд заменяет тремя понятиями: Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Сверх-Я). Это означало, что сознание переходило из категории специфической системы, «осознанного восприятия», в категорию одной функции из многих — одну из трех основных структур души.

В юности Зигмунд Фрейд долго не мог определиться с будущей профессией и выбирал между военным делом, дипломатией, юриспруденцией, естественными науками, философией... В итоге остановился на медицине, хотя впоследствии не раз говорил, что медицина как таковая ему малоинтересна.

Я, ты, он, она, оно...

Разделение Фрейдом психики на три составляющие части не только легло в основу классического психоанализа, но и прочно вошло в так называемое бытовое сознание. Кажется, что и без пояснений все понятно, чисто интуитивно, как принято говорить сейчас об интерфейсах различных гаджетов и программ. Но на самом деле стоит проверить, а правильно ли вы понимаете, что имел в виду Фрейд под своими знаменитыми Оно, Я и Сверх-Я.

Оно (Id, Ид) — это врожденная бессознательная инстанция, вместилище врожденных желаний и вытесненных представлений. Действует на уровне первичных процессов и рефлекторных действий, руководствуется принципом удовольствия и являет собой алогичную и иррациональную форму человеческих представлений о себе и мире.

«Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его» Зигмунд Фрейд

Я (Ego, Эго) берет истоки из Оно и появляется тогда, когда возникает знание о внешнем мире. Первые же впечатления ребенка от соприкосновения с реальностью начинают формировать его Я. Действие этой составляющей человеческой личности основано на восприятии и осознании, то есть задействует такие процессы, как внимание, логическое мышление, рассуждение и оценку, а это вторичные процессы психики. Целью Я является сдерживание и отсрочка удовлетворения инстинктов, что позволяет человеку сохранить в целости организм и психику. Именно Я стоит на страже нашего психического равновесия, заведуя механизмами вытеснения, отрицания, расщепления, изоляции, проекции, идентификации, регрессии, сублимации, юмора и контроля, то есть механизмами защиты.

Сверх-Я (Super-Ego, Супер-Эго) представляет собой систему ценностей, стандартов и норм поведения, которые ребенок получает и усваивает в результате общения со взрослыми. Сверх-Я — это наша совесть плюс эго-идеал. Первая формируется в результате наказаний, а второе — в результате поощрений в процессе воспитания родителями или лицами, заменяющими их.

Итак, Оно живет по принципу удовольствия, Я — по принципу реальности (неверный поступок влечет наказание) и сдерживает человека страхом наказания, а Сверх-Я — это внутренний страж, могучая сила морально-этических норм, карающая нас муками совести.

Венский университет
Венский университет — альма-матер Зигмунда Фрейда. Фото 1900-х

Метаморфозы либидо

Еще одной важной составляющей концепции Фрейда была динамика сексуального инстинкта. В итоговом варианте он выделил четыре стадии психосексуального развития человека: оральную, анальную, фаллическую и генитальную — и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, латентный, когда сексуальная энергия находится в практически нейтральном состоянии. Фрейд полагал, что на каждой стадии психическая энергия возбуждения и влечения концентрируется на какой-либо телесной (эрогенной) зоне.

Оральной стадии (до полутора лет) в смысле телесного расположения соответствует рот, это связано с сосанием молока у матери, позже — с процессом кусания. Анальная стадия (до трех лет) связывает удовольствие с процессом опорожнения кишечника. Фаллическая стадия переносит центр внимания на гениталии, и основной задачей на этом этапе развития является идентификация с родителем своего пола. На этой же стадии развивается и эдипов комплекс. С шести до двенадцати лет в сексуальном развитии происходит некоторое «затишье», сексуальные импульсы активно подавляются Сверх-Я. Далее наступает генитальная стадия (пубертат), когда половое созревание снова пробуждает активность в либидо, что приводит либо к сексуальным отношениям с партнерами, либо к сублимации сексуальной энергии.

Худ. Вильям Бугро. «Античное семейство»
К теориям Фрейда как нельзя лучше подходит фраза «Все мы родом из детства...» (Худ. Вильям Бугро. «Античное семейство», 1860-е)

Значение теории, разработанной Фрейдом, невозможно переоценить. Она повлияла на развитие всей психологии ХХ века, открыв новый колоссальный пласт — изучение мотивации и внутренней детерминации человеческого поведения, а также причин болезненных изменений в этих процессах.

Теории Зигмунда Фрейда проникнуты мифологическими мотивами; в частности, Эрос и Танатос — это древнегреческие боги любви и смерти соответственно. Но фрейдистское толкование этих образов значительно шире.




Поделиться ссылкой