Буддизм

«Кувшин наполняется водой постепенно, капля за каплей. так и мудрый человек исполняется добром, собирая его по крупицам».
БУДДА

Вы наверняка уже слышали, что буддизм — это «не столько религия, сколько философия». На самом деле буддизм — это что-то среднее, его сторонники следуют по «Срединному Пути», открытому в Индии в VI веке до н. э.

Расхождения между восточной и западной философией особенно ярко видны на примере буддизма, возникшего в Индии примерно в то же самое время, когда Пифагор и другие греческие мыслители задавались основными вопросами в Средиземноморье. Последователи и того, и другого учений искали ответы, которые бы не были основаны на религиозном восприятии мира.

БУДДА
В мире не так много исторических персонажей, если они вообще существуют, которым было бы посвящено больше статуй, чем Будде. как правило, его изображают с удлиненными мочками ушей, так как до того, как отречься от всего земного, Сиддхартха носил в ушах серьги-диски, что привело к растяжению мочек.

На Западе религия была построена на поэтической переработке греческих мифов, эпических историях о богах, демонах, полубогах и смертных героях, сражающихся за установление мирового порядка. Цивилизации Южной Азии были построены на религиозных практиках индуизма, восходящих к эпическим историям о другом клане богов и монстров, рассказанных в древних текстах — Ведах. Греческих философов не устраивали те ответы, которые им предлагали гомеровские мифы.

Буддизм, основателем которого стал проповедник VI века до н. э. Сиддхартха Гаутама, также стал вызовом для традиционных индуистских догм. И здесь начинаются расхождения: западная мысль пыталась найти определения Вселенной и места человека в ней, используя систему доводов и доказательств, изучая природу времени, пространства и бесконечности, открывая различия между душой и телом и жизнью и смертью. Сиддхартха отказывался заниматься изучением подобных вопросов, считая их нерешаемыми. Он говорил, что такие вопросы — это сеть, которая становится ловушкой для человека, увязающего в спутанном клубке теорий и догадок.

Срединный Путь

В самом начале своей жизни, говорит предание, Сиддхартха была чем-то вроде плейбоя того времени, наслаждающегося жизнью, полной роскоши и бесконечных удовольствий.

Однако он был недоволен своей жизнью, особенно когда сталкивался со страданием людей, его окружавших. Он избрал другой путь: отказавшись от всего земного, он вел жизнь, полную самопожертвования. Но и этого было недостаточно. Он пришел к выводу, что те наслаждения, которые он искал в своей прошлой жизни, всего лишь помогали отвлечься от страданий. Его вторая исполненная аскетизма жизнь стала чистым страданием, поскольку он отказал себе в наслаждениях, помогающих отвлечься от тягот жизни.

Будда
Будда родился в непале, в семье раджи одного из маленьких индийских княжеств, и при рождении ему было дано имя Сиддхартха гаутама. Позже он стал странствующим проповедником.

Сиддхартха Гаутама пришел к выводу, что страдание является основой самой жизни: ты страдаешь, когда ищешь наслаждений и утоления своих желаний; ты страдаешь, когда не можешь добиться того, что желаешь, и даже тогда, когда ты получаешь то, что хочешь, миг наслаждения короток и ты снова испытываешь страдание, когда удовольствия покидают тебя. Поэтому Сиддхартха решил найти путь между страданием и наслаждением, путь, который привел бы к чистому счастью. Его учение Срединного Пути принесло ему имя Будды, означающее «просветленный», а само учение стало называться буддизмом.

Четыре благородные истины буддизма

Дуккха: истина о страдании

Страдание и бытие неотделимы друг от друга. С самого момента рождения жизнь для человека — борьба за выживание, наполненная болью и страхом.

Самудая: истина о возникновении страдания

Причина, по которой мы страдаем, заключается в том, что мы стремимся к самым разным наслаждениям, от приятных ощущений до приобретения могущества и власти над людьми.

Ниродха: истина о прекращении страдания

Отказавшись от своего стремления к удовольствиям, могуществу и власти мы будем освобождены от страдания.

Марга: истина о пути, ведущем к прекращению страдания

Восьмеричный Путь — путь, ведущий к прекращению страдания и освобождению от эгоистичного поведения.

Заключительные итоги

Будда никогда не заявлял, что он пророк или что он обрел божественное откровение, переданное ему какой-то сверхъестественной сущностью. Скорее, его учение основано на философском подходе. Следование Срединному Пути требует отказа от материальных желаний. Именно желания приводят к страданию. Однако желания свойственны природе человека, поэтому недостаточно просто отказаться от наслаждений и владения чем-либо. Мы должны выйти за пределы индивидуального «я».

Будда так же, как и Лао-цзы, полагал, что индивидуальное «я» всего лишь часть более великого целого, или «не-я». Каждое действие, которое мы сами совершаем, — результат предшествующего события более глобального «не-я», а потому результат наших действий — одна из граней вечно меняющейся, но всегда гармоничной природы. Быть привязанными к действиям индивидуального «я» и их последствиям значит избрать путь страданий.

Если говорить коротко, то Будда создал Восьмеричный Путь как средство достижения просветления, кодекс ведения этически правильной жизни, которая сделает нас счастливыми. Восьмеричный Путь в конечном итоге приводит к нирване. Иногда ее считают подобной западной концепции рая, но более близким к пониманию нирваны будет, скорее, освобождение от себя и познание вечной истины.

Дхармачакра

Дхарма, путь к просветлению, часто представляется в виде колеса и известна как дхармачакра. Традиционно колесо дхармы изображается с восемью спицами, каждая из которых символизирует принцип Восьмеричного Пути. Окружность колеса — это совершенное целое дхармы, его ступица — медитация, а центральное ядро — дисциплина в следовании пути. Обод колеса дхармы — это самадхи, состояние сознания, к которому и должен прийти выбравший Восьмеричный Путь. Иногда колеса изображаются с большим количеством спиц, чаще всего с 12, 24 или 31. Эти числа также важны для более глубоких аспектов буддийской философии.

Дхармачакра



Поделиться ссылкой