«История подтвердит мою правоту, особенно если я напишу ее сам»
Уинстон Черчилль
Американский философ Френсис Фукуяма выдвинул концепцию, согласно которой мы стоим на пороге конца истории — потому что общество достигло конечной стадии своего развития, которой является либеральная демократия.
Если воспринимать историю человечества как линейное направленное движение к цели, то приходится признать, что рано или поздно цель будет достигнута и наступит конец истории. Такого мнения придерживались и придерживаются некоторые философские и религиозные учения и отдельные мыслители.
Христиане считают, что конец истории наступит, когда материальный мир будет уничтожен и начнется новая жизнь, в которой не будет зла. Марксисты думали, что история завершится после искоренения неравенства и построения коммунизма. Философ Фридрих Гегель утверждал, что конец истории наступил в начале XIX века, так как Французская революция победила. Нацисты были уверены, что история достигнет своего апогея, когда они построят арийское государство.
Как понятно из этих примеров, конец истории — это не конец жизни, а скорее начало чего-то нового. После того как идеал будет достигнут, начнется безмятежное и бесконфликтное, и при этом однообразное существование. Поскольку двигатель истории — это противоречия (между классами, идеями и т. п.), то конец конфликтов — это конец истории.
В начале 1990-х годов американский философ и политолог Френсис Фукуяма опубликовал книгу «Конец истории и последний человек», в которой обосновал свою концепцию завершения исторического процесса. Он утверждал, что венцом эволюции человеческого общества является либеральная демократия западного образца, а раз она успешно распространяется по всему миру, то скоро будет достигнут конец истории.
«Мы в конце истории, потому что остается только одна система, которая продолжает доминировать в мировой политике, — система либеральнодемократического Запада» (Ф. Фукуяма)
Книга Фукуямы вышла в период, когда рушились социалистические системы, заканчивалась холодная война и противостояние между капитализмом и социализмом, длившееся десятилетиями. Фукуяма считал, что идеологическая борьба завершилась уверенной победой демократических ценностей. Кроме того, он не сомневался, что демократии развиваться дальше некуда, так как она достигла или в самом скором времени достигнет состояния, близкого к идеалу.
Свержение авторитарных режимов происходило практически бескровно, люди добровольно выбирали демократическую форму правления. Это, по мнению Фукуямы, означает, что демократия — нормальное и естественное состояние общества.
Модернизация и технический прогресс, которые происходят повсеместно, тоже ведут к демократии, поскольку люди хотят жить не только комфортно, но и свободно. Еще одна движущая сила истории — жажда признания, которую испытывает каждый человек и которая может в полной мере удовлетвориться только в демократическом обществе.
Концепция Фукуямы вызвала бурную реакцию по всему миру, тысячи исследователей высказали свою точку зрения на идеи ученого. Негативных отзывов было ничуть не меньше, чем позитивных. Возражения оппонентов в основном сводились к следующему: идеальный вариант демократии до сих пор не достигнут нигде в мире и вряд ли будет достигнут; автор не учел возрастающего влияния религиозного фундаментализма, противостоящего демократии; даже демократия не может обеспечить всем людям равные права и возможности. Но несмотря на все внутренние противоречия и критику, часто справедливую, книга Фукуямы «Конец истории и последний человек» признана одним из самых влиятельных произведений конца ХХ века.
Так как с концом истории завершится век идеологических противостояний, то больше не будет глобальных войн и революций. Это утверждение Фукуямы не может не радовать. Но в продолжение мысли он говорит, что не будет также и искусства, для которого необходимы противоречия…