Даосизм: следование естественному течению жизни

«Пытаться понять дао посредством вещей, что наполняют мир, — все равно что пытаться вместить воду всех рек и морей в одно русло.»
Лао-цзы

Даосизм — древнейшее китайское философское учение, в основе которого лежит понятие «дао» — универсального закона Вселенной, управляющего природой, космосом и человеком.

Великое дао и учитель лао-цзы

Лао-цзы
Лао-цзы, основоположник даосизма

Основа философии даосизма — учение о великом дао. Эта концепция, довольно сложная для понимания, имеет множество значений и толкований. Дао — это закон вселенной, управляющий всем в мироздании: от жизни отдельного человека до существования галактик. В то же время дао — это тончайшая субстанция, пронизывающая абсолютно все. Приверженцы философии даосизма считают, что инь и ян появляются из дао, а так как весь мир возникает из инь и ян, то дао — это основа и начало всего. Что же такое дао? В главном трактате даосизма, «Дао дэ цзин» («Учение о дао и дэ»), говорится, что дао безымянно, бесконечно и недоступно для обычных человеческих чувств и ума. То есть увидеть, потрогать или понять дао невозможно. Поэтому философия даосизма наполнена парадоксами.

Вторая важная в даосизме категория — дэ, которая понимается как благодать или универсальная сила, при помощи которой дао проявляется в мире. Применительно к человеческой жизни дэ — это то, что заставляет человека идти по пути духовного развития, стремиться постичь непостижимое дао.

Все эти понятия были впервые разъяснены в трактате «Дао дэ цзин». По легенде, основатель даосизма Лао-цзы на закате жизни решил покинуть Китай. На границе его остановил смотритель и, узнав, что перед ним великий мудрец, попросил его оставить свое знание в родной стране. Лао-цзы за ночь написал «Дао дэ цзин». Впоследствии эта книга оказала огромное влияние на формирование китайской культуры.

Однажды Чжуан-цзы задремал на лугу, и ему приснилось, что он — бабочка. Когда он проснулся, то никак не мог решить, кто он: Чжуан-цзы, которому приснилось, что он бабочка — или бабочка, которой снится, что он Чжуан-цзы

Постижение дао

Один из последователей Лао-цзы, философ Чжуан-цзы, развил учение основателя и изложил свои взгляды на постижение дао в трактате, названном его именем. Как же приблизиться к пониманию непознаваемого дао? Изучение теории в этом случае бессмысленно, утверждает философ: постичь дао и дэ можно только практическим путем непосредственного переживания.

Дао проявляется и в обычной жизни человека, но осознать это сложно. Для постижения дао последователи даосизма вели отшельническую жизнь, наполненную духовными практиками. Их инструментами были медитация, упражнения, пост и воздержание. Отрешаясь от обыденной суеты, они стремились погрузиться в дао.

«Человек берет за образец землю, земля — небо, небо — дао, дао — естественность» (Лао-цзы)

Один из способов познания дао — следование принципу у-вэй, что переводится как «неделание», «спонтанность». Ничего не делать — это значит избавиться от желаний, стремлений, связанных с этим напряжением и страданием. Просто плыть по течению судьбы и при этом быть наблюдателем, осознающим все происходящее и во внешнем, и во внутреннем мире. Пример практики у-вэй — выполнение бессмысленных действий, например перекладывание камней с места на место. Таким образом последователи дао-сизма избавлялись от привязанности к результату действия и направляли энергию на внутреннее созерцание.

«Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире» (Лао-цзы)



Поделиться ссылкой