«Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила...»
Н. А. Бердяев
Экзистенциализм трудно отнести к стройным философским теориям, так как понятие existentia — существование — сугубо индивидуально и означает чувства и эмоциональное состояние конкретной личности. Экзистенциализм заявляет, что бытие каждого человека, его переживания, трудности и радости уникальны, индивидуальны и неповторимы.
Отцом экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор (1813–1855). Он считал, что нет ничего интересного в отвлеченных размышлениях о мире и Вселенной. Только человек, его мысли, страхи, радости и огорчения — вот то, что на самом деле заслуживает внимания. Философ делил людей на несколько типов, из которых наиболее показательны «обыватель» — плывущий по течению и не утруждающий себя проблемой выбора между добром и злом, «высоким» и «низким», и «этик» — тот, для которого понятия «долг» и «ответственность» не являются пустыми звуками. Будучи верующим, Кьеркегор большое внимание придавал идее Бога. Человек испытывает страх перед его лицом, осознаёт собственную смертность. Но именно в этом состоянии наиболее полно и достоверно проявляется его способность делать выбор и отвечать за него, ведь Бог наделяет нас именно такой возможностью. «Я не способен к духовному акту веры, не могу, закрыв глаза, слепо ринуться в абсурд», — писал философ.
«Чем больше стараешься спрятаться, тем неприятнее, если тебя откроют в твоем убежище» (С. Кьеркегор)
Окончательное оформление философии экзистенциализма произошло в середине ХХ столетия, между Первой и Второй мировыми войнами. Громадные военные потери, «фашизация» Европы, экономический кризис — все это выбивало почву из-под ног и заставляло задуматься о ценности конкретной человеческой жизни и о цене, которую мы платим за благополучие. Кризис веры, кризис гуманности, сомнения в разумности и логичности исторического процесса — все это порождало неуверенность, выводило на первый план идею о хрупкости и недолговечности человеческого бытия. Ужасы войны неизбежно порождали вопрос: как могут человеческие существа поступать так с себе подобными? Если на войне человек «подчиняется приказам», то неужели приказ и правило стоят выше личного выбора и личных убеждений? Итогом этих размышлений стал новый этап развития экзистенциальной философии.
К видным экзистенциалистам относят Карла Ясперса (1883–1969), Жана-Поля Сартра (1905–1980), Льва Шестова (1866–1938), Николая Бердяева (1874–1948).
Философы (многие из которых, в отличие от Кьеркегора, были атеистами) утверждают, что для того, чтобы полностью осознать себя как «экзистенцию», как личность, человек должен оказаться в опасной ситуации, «заглянуть за грань»: именно так работает интуитивное познание. Что значит «интуитивное»? Без подключения логики. Интуитивное познание непосредственно, а значит, достоверно.
«Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которому он служит» (К. Ясперс)
Философия экзистенциализма уделяет особое внимание свободе. Но «свобода» означает не вседозволенность, а прежде всего наличие выбора. Этот выбор личность должна сделать самостоятельно, поэтому на человека ложится большая ответственность. Да, свободный человек, с точки зрения философов-экзистенциалистов, свободен от предрассудков общества. Но это не дает ему исключительных прав — об ответственности за выбор следует помнить в любом случае. «Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы», — писал Карл Ясперс.
Жизнь человека — это непрерывное становление, выбор, пусть и нелегкий. «Человек выбирает сам себя», — утверждал Сартр: мы не можем опираться на какие-то рекомендации или предписания, так как личностью нас делает именно наша, а не навязанная кем-то этическая позиция. Интересно, что страх для Кьеркегора, Ясперса, Сартра — не негативное явление. Страх «выдергивает» нас из размеренного, животного существования, заставляет снова и снова ставить себя «на край бездны» и делать выбор.
К «религиозному экзистенциализму» относят труды русского философа Николая Бердяева, в 1922 году высланного из Советской России. «Религией свободы» он называл христианство. По его мнению, существует «первичная» свобода, которая идет не от Бога, порождая зло. Подлинную же свободу несет с собой Божественная любовь.
Философия экзистенциализма причудливо сочетает в себе пессимистичные и жизнеутверждающие нотки: с одной стороны, человек смертен, зачастую суетен и слаб перед лицом испытаний. С другой — он, и только он определяет свое бытие и выбирает, кем быть — «тварью дрожащей» или человеком с активной жизненной и этической позицией. Не зря многие считают предтечей экзистенциализма в России Федора Михайловича Достоевского…