Философия конфуцианства: государство как семья

«Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех.»
Конфуций

Конфуцианство — учение, объединяющее в себе философию и этику, в его основе лежит понятие долга. Более двух тысяч лет китайское общество строилось по принципам и канонам конфуцианства.

Рожденный в стране, страдавшей от частых войн и социальных потрясений, Конфуций хотел сформулировать нормы морали и создать кодекс универсальной этики, которая помогла бы создать более справедливый и спокойный мир.

Устройство государства по Конфуцию

Конфуций, древнекитайский философ
Конфуций, древнекитайский философ

При жизни Конфуция в Китае происходило разрушение древних патриархальных традиций: правители царств враждовали между собой, чиновники наживались на бедственном положении простых людей, обычай почитания старших постепенно забывался. «Великое Дао скрылось во мраке»,— так философ оценивал состояние современного ему общества. Каким же образом вернуть стране былое величие, как сделать так, чтобы каждый член общества был доволен и счастлив? Об этом размышлял Конфуций. Идеал он нашел в прошлом, когда, по преданиям, Китай был великой страной, потому что государственное устройство основывалось на естественных природных законах.

Все китайские философские учения рассматривают понятие «дао», что переводится как «путь». Конфуций считал, что правильный путь для общества и каждого отдельного человека — это следование ритуалам. Ведь именно так устроена сама Вселенная: весна сменяет зиму, день — ночь, после зноя приходит прохлада. Философ считает, что соблюдение ритуалов совершенно естественно для человека, это помогает ему организовать свою жизнь и существовать в мире гармонично.

Таким образом, фундамент, на котором строится здание благополучного общества,— это этикет. Правила этикета должны соблюдать все, от царя до последнего нищего, никто не имеет права их нарушать. С одной стороны, этикет — это ограничение свободы, но, с другой, по мнению Конфуция, — сохранение индивидуальности и осознание своего места в мире.

Конфуций (551–479 до н. э.) был потомком обедневшего аристократического рода. Служил чиновником. В 30 лет открыл школу. Путешествовал по Китаю, распространяя свои философские идеи
Конфуций
Светский характер философии Конфуция позволил ей оставаться в центре китайской философской мысли в течение всей непростой истории страны.

Добродетели благородного мужа

Центральная фигура государственной системы, созданной Конфуцием, — цзюнь-цзы (благородный муж). Это самый обычный член общества, который соблюдает все ритуалы, но не только потому, что так положено, но и потому, что осознаёт их важность. Главная добродетель благородного мужа — жень, или человеколюбие. Другие важные качества идеального члена общества: ли (соблюдение этикета); и (справедливость), чжи (мудрость); синь (добрые намерения).

В одной из многочисленных конфуцианских притч ученик спрашивает мастера: «Что означает быть благородным мужем?» «Совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие народа», — отвечает тот. Характеристики благородного мужа, а также другие воззрения Конфуция описаны в трактате «Лунь юй», составленном учениками философа после его смерти.

«Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать» (Конфуций)

Идеал так и остался бы идеалом, если бы Конфуций не разработал систему воспитания и обучения молодежи. Что же он предлагает сделать для того, чтобы все члены общества стремились к самосовершенствованию? С самого раннего детства нужно воздействовать на сознание человека, объясняя ему разницу между добром и злом, гармонией и хаосом. Если воспитывать новое поколение в духе «вэнь», что переводится как «культура», то люди самостоятельно будут выбирать путь золотой середины, избегая во всем крайностей и стремясь к гармонии.

Достоинство для каждого

Главная книга Конфуция называется «Избранные изречения». Многие из них изложены в форме афоризмов, например, «Ты знаешь то, что ты знаешь. Чего ты не знаешь, ты не знаешь. Вот истинная мудрость». Однако за этими энергичными высказываниями скрывается этическая система, никак не связанная ни с социальными классами, ни с религией. Конфуций не отказывается от идеи бога или сверхъестественных сил, но говорит, что именно мы, люди, представляем эту силу на Земле. Поэтому все и каждый должны быть достойными людьми вне зависимости от их социального статуса и без божественного повеления. Конфуций не спорил и с концепцией классовой иерархии, и даже наоборот, он подчеркивал важность достойных взаимоотношений между всеми членами общества.

Пять постоянных связей по Конфуцию
Пять постоянных связей

Чтобы добиться этой цели, каждый должен соблюдать четыре правила: быть лояльным, уважать семейные узы, соблюдать социальные ритуалы и демонстрировать хорошие манеры и, наконец, поддерживать хорошие отношения. Эти четыре правила применялись в соответствии с социальной иерархией — некоторые отношения были важнее других, как указано в таблице Пяти постоянных связей (см. рисунок выше). Самыми важными отношениями были признаны связи, возникающие между правителем и подданным. Правитель должен быть справедливым и милосердным, а, в свою очередь, те, кем он управляет, должны быть лояльны. Та же двусторонность отношений была зафиксирована и — в порядке снижения значимости — между разными поколениями, супругами, братьями и сестрами и, в конце концов, между друзьями, занимающими равное положение.

«Не делай другому того, чего себе не по желаешь» (Конфуций)

Поклонение предкам

Важность крепости семейных уз, на которой настаивал Конфуций, связана с древней практикой почитания предков в Китае. Чтобы гарантировать счастливую жизнь в загробном мире, семьи должны были поддерживать в надлежащем порядке семейные святыни так же, как они поддерживали достойные отношения с родственниками при жизни.

Поклонение предкам по Конфуцию



Поделиться ссылкой