Теоретическая лингвистика

Язык — важнейший инструмент философа. В середине 1950-х Ноам Хомский начал дискуссию о том, как работает язык, возродив идеи врожденного знания и сущности языка.

В 1955 году Ноам Хомский - тогда еще двадцатисчемтолетний лингвист, опубликовал первый том «Синтаксических структур». Эта работа произвела революцию в изучении языка, хотя у изложенных в ней идей до сих пор немало противников. Подход Хомского состоял в том, чтобы рассматривать язык как биологический феномен. Он предположил, что основные структуры человеческого языка имеются у нас уже при рождении, зашифрованные в наших генах. Следствием этого является «универсальная грамматика» — система организации языка, присутствующая во всех языках, известных людям.

работы Панини
Хомский был вдохновлен работами Панини — древнеиндийского лингвиста, изучавшего санскрит (язык, близкий к праиндоевропейскому, от которого произошли многие европейские и азиатские языки). как следствие, работы Хомского критикуются за то, что они сфокусированы на индоевропейских языках и рассматривают все прочие языки в тех же рамках, не обращая внимания на то, что они могут серьезно отличаться

Врожденное знание

Эта концепция не предполагает, что мы все с самого рождения знаем, как разговаривать, и что наши открытия — на самом деле воспоминания о том, что мы знали (как мог бы подумать Платон). Вместо этого Хомский предложил (его работа над этой темой продолжалась более 20 лет), что люди обладают врожденным механизмом усвоения языка (по-английски language acquisition device — LAD), который позволяет нам понимать и использовать язык, на котором говорят люди вокруг нас.

«У людей, как и любого другого организма, есть способности, которые присущи только им» (Н. Хомский)

В первые несколько недель и месяцев интеллектуальное развитие щенка и человеческого ребенка почти совпадают (человек начинает опережать собаку примерно после четырех месяцев), но только человеческие дети начинают развивать речь — по мнению Хомского, благодаря LAD. Как еще ребенок смог бы освоить языковые инструменты, которые выходят за рамки его опыта? Несмотря на «бедность стимула» (термин, введенный Хомским), мы в состоянии понять намного больше, чем мы когда-либо слышали.

Быть или не быть?
«Быть или не быть?» В английском языке лингвист должен сперва проверить грамматику, чтобы понять, какую форму глагола «to be» использовать



Поделиться ссылкой