Три века истории по Вико

Итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668—1744 гг.) творил в ту переходную эпоху, что отделяла Новое время от европейского Просвещения. Он родился в Неаполе, который в то время представлял собой задворки Европы, в семье мелкого книготорговца. О его детских и юношеских годах сведений практически не сохранилось, известно только, что он рано посвятил себя занятиям наукой и предпочитал все свободное время отдавать общению с книгами. После окончания университета Вико по приглашению одного знатного господина работал гувернером в замке Чиленто, где в библиотеке изучил труды Аристотеля, Платона, Августина.

В 1697 г. ему удалось получить должность профессора риторики в Неаполитанском университете. Вся его дальнейшая жизнь была связана с этим учебным заведением, где он преподавал почти полвека, вплоть до своей смерти в 1744 г. Такова небогатая событиями биография Джамбаттисты Вико, которого с полным основаниям относят к числу наиболее оригинальных и значительных мыслителей рубежа Нового времени и эпохи Просвещения.

Для культурологов представляют большой интерес рассуждения Вино о мифе как явлении культуры
Для культурологов представляют большой интерес рассуждения Вино о мифе как явлении культуры. По сути, он первый сделал миф объектом научного анализа и показал, что миф есть продукт особого типа познания, отличающегося от научного

Вико написал множество работ, но всемирную известность ему принесла книга «Основания новой науки об общей природе наций», которая вышла в свет в 1725 г. При жизни автора она выпускалась дважды, третье издание было осуществлено в год смерти Вико. После этого сочинение не переиздавалось более двухсот лет вплоть до 50-х гг. XX в., когда в нескольких странах почти одновременно вышли ее переводы. Книга интересна прежде всего тем, что в ней излагается принцип периодизации культурно-исторического процесса. До Вико периодизация истории выстраивалась исходя из догматики Библии, где вехами на пути исторического развития выступали такие события, как исход евреев из Египта, Всемирный потоп, рождение Христа и т. д. Под данным углом зрения рассматривалась и проблема типологии культур.

Вико выделил в истории Европы три исторические эпохи, которые условно можно назвать Веком богов, Веком героев, Веком людей. Им соответствуют три вида нравов, три типа правления, три типа права, три вида суда, три вида языков.

Век богов характеризуют нравы, окрашенные благочестием и религией; Век героев — нравы гневливые и щепетильные; Век людей — услужливые, руководимые чувством гражданского долга. Соответственно, в Век богов право базируется на представлении, что всем управляет Бог; в Век героев — на силе, не сдерживаемой ни моралью, ни религией; в Век людей в основе права лежат установки человеческого разума.

Статуя Джамбаттисты Вино (1668—1744 гг.)
Статуя Джамбаттисты Вино (1668—1744 гг.)

Из периодизации Вико следует, что типология исторических эпох одновременно есть и типология культур, в силу чего можно выделить культуры Века богов, Века героев и Века людей. Эти три типа, согласно представлениям Вико, отличаются друг от друга прежде всего качественно. Их различия проявляются не только в том, как люди обрабатывают землю, металл и камень, но и в том, как они мыслят, чувствуют, переживают.

Вико первым пришел к идее о том, что каждая культура обладает собственной ментальностью, идее, которая была всесторонне раскрыта только культурологами второй половины XX в.




Поделиться ссылкой