Артур Шопенгауэр был не особенно впечатлен оптимистическим взглядом Гегеля на будущее человечества. В отличие от Гегеля он исходил из куда более мрачных предположений о том, каким может стать будущее человечества, путешествующего по равнодушной Вселенной.
Шопенгауэр был противником учения шваба Гегеля, который был родом из южной Германии, и с гораздо большей симпатией он воспринимал идеи Канта, который так же, как и он, был уроженцем Пруссии, расположенной на северо-востоке Германии. Кант утверждал, что реальность распадалась на два несвязанных мира, внешний мир (ноуменальный) и мир идей (феноменальный).
В 1818 году Шлегель согласился с этой дихотомией, но заметил, что два этих мира — грани одного и того же явления. Шопенгауэр полагал, что возможности познания человека ограничены возможностями его чувственного восприятия: «Каждый принимает конец своего кругозора за конец света». Этот подход позволил ему дать иную интерпретацию двух граней реальности, которые он воспринимал как Волю и Представление. Каждый объект, особенно мы сами, обладает Волей.
Воля возможна только внутри объектов. Представление мы можем получить только из внешнего мира. Так, мы думаем о том, что нужно похлопать в ладоши, — это Воля в действии, затем мы ощущаем, что ладони соединяются и в результате этого действия возникает звук аплодисментов — это Представление.
Эта концепция внутреннего и внешнего существования применима ко всем явлениям, но мы осознаем только существование нашего внутреннего мира и никогда не видим, что происходит с другими объектами. Однако если пространство и время — продукты Представления, Воля бесконечна и вездесуща — и это означает, что одна и та же единая Воля пронизывает вас, меня и всю Вселенную. Но радоваться здесь нечему, добавляет Шопенгауэр. У единой воли нет доброго начала, и она абсолютно бесцельна, так что людям приходится самостоятельно отправляться на поиски счастья — и далеко не всегда это им удается.
Шопенгауэровская концепция универсальной Воли заимствована из философских учений Востока — например, индуизма и буддизма. Шопенгауэр изучал священные индуистские тексты, и его идеи добродетельной жизни созвучны учению Будды, хотя и изложены с германской безапелляционностью. У Воли нет нравственной цели, а погоня за наслаждениями, в конце концов, приводит к неизбежным страданиям. Единственный выход — отказаться от потребности в удовольствиях. Мы сможем начать испытывать подлинную эмпатию друг к другу, только если мы осознаем наше истинное положение, положение индивидуумов, являющихся носителями осколков единой Воли в иллюзорной Вселенной.