Второй пол

С самого своего возникновения философия была занятием мужчин и о мужчинах. Так говорила Симона де Бовуар, французский философ и писательница, которая стала символом феминистского движения второй половины ХХ века.

В 1949 году Симона де Бовуар опубликовала «Второй пол» — одну из главных книг феминизма. Ее главная тема сформулирована прямо: общество в целом, от обычаев до языка (не говоря уже о философии), проникнуто идеей мужественности. Из этой книги, как из семени, вырос современный феминизм. Можно заметить, что мы использовали термин «семя», который также отсылает к семенной жидкости, основному вкладу самца в создание новой жизни. Получается, что мы описали основы феминизма, используя мужской термин.

Аристотель ясно выражал свою позицию — только мужчины являются в полной мере людьми — и до тех пор, пока поздние философы не оспорили его точку зрения, мужчина оставался «мерой всех вещей». Другими словами, стандартной была ситуация, согласно которой все новые философские концепции и точки зрения «примерялись» на мужчину.

«Я» и «Другой»

Де Бовуар заявила, что философы часто говорят о «себе», но снова описание этой концепции дается исключительно с мужской точки зрения. Философ-мужчина не может обсуждать, что он понимает под «Я» в каком-то ином ракурсе. Де Бовуар утверждает, что осознание себя у женщины и мужчины равноценны, но различны, когда речь заходит о мужском «Я»: мужчины — это «Я», а женщины — это для него «Другой».

В основе этой концепции находится пояснение предыдущих призывов к равенству полов, сделанных Мэри Уолстон Крафт и Джоном Стюартом Миллем: равенство женщин оценивается по тому, насколько они подобны мужчинам. Недостаточно сказать, что к женщинам должны относиться так же, как к мужчинам, потому что во внимание не принимается то, что два пола различны и имеют разные представления о себе.

женщина
Симона де Бовуар считала, что представления о женственности были созданы мужчинами, их олицетворением был дизайн коллекции кристиана диора 1949 года, вышедшей в том же году, когда был опубликован «Второй пол»

Предопределенная женщина

Де Бовуар описывает то, как женщинам дается характеристика мужчинами в обществе, где последние доминируют. В основном, это описание заключается в определении того, насколько женщины отличаются от мужского стандарта. В Древней Греции женщины были поставлены в один ряд с загадкой природы — находящейся за пределами разума, непредсказуемой и неудержимо притягательной. Современная женская идентичность сохранила большую часть этой запутанной смеси качеств. От женщины ждут (мужчины, разумеется), что она будет сексуальной, целомудренной, заботливой и волнующей одновременно.

женщина
Во времена де Бовуар роль женщины заключалась в том, чтобы заботиться о семье и оставаться на попечении мужчины

Женский опыт

Как философ, де Бовуар выбрала феноменологический подход, то есть она стремилась понять реальность исходя из переживаний (опыта), воспринимаемых разумом. она писала, что каждый научился понимать окружающий мир по-своему, но еще де Бовуар утверждала, что восприятие мира мужчиной фундаментально отличается от того, как мир воспринимается женщиной. «Я» мужчины было сформировано внутри тела, которое образовало это средство связи со всей остальной Вселенной. Женщина взаимодействует со Вселенной посредством абсолютно другого тела, а «другой», созданный внутри нее, также отличается.

Симона де Бовуар
Симона де Бовуар прожила большую часть жизни с Жаном Полем Сартром, хотя они и не были формально женаты. однажды она прокомментировала эту ситуацию так: «Брак был невозможен: у меня не было приданого».

Еще в университете Симона де Бовуар встретила Жана Поля Сартра, который стал ее спутником жизни и важнейшим философом-мужчиной своего поколения. Так же, как и Сартр, де Бовуар была экзистенциалистом и была согласна с его позицией в философии, которая заключалась в том, что человеческая природа не представляет собой нечто заведомо определенное и установленное, но каждый человек самостоятельно создает ее для себя. Таким образом, утверждает де Бовуар, каждая женщина должна сама понять, как ей жить и создать для себя роль, которую она будет выполнять. Для женщин было совершенно нецелесообразно пытаться подражать поведению мужчин, к тому же это становилось все труднее, так как необходимо было игнорировать все привычные представления о женственности, развивавшиеся на протяжении многих поколений в обществе доминирования мужчин.

«Женщиной не рождаются, ею становятся». (Симона де Бовуар)

Женский или женственный

Де Бовуар сформулировала различие между обладанием женской анатомии и женским поведением. Первое является продуктом биологии, второе — социальным конструктом, также являющимся набором невозможных для осуществления идеалов, делающих из женщин пассивных индивидуумов, которые могут рассчитывать, в лучшем случае, только на одобрение мужчин. В начале «Второго пола» она пишет: «К нам взывают: «Будьте женщинами, останьтесь женщинами, станьте женщинами». Значит, не всякое существо женского пола обязательно является женщиной».

Так что же является подлинной «природой Другого», присущей человеческим существам женского пола? И следует ли из философии де Бовуар, что мужчины должны пересмотреть свое ощущение себя?




Поделиться ссылкой