Едва научившись пользоваться огнем, человек стал с его помощью извлекать тепловую энергию из топлива. Первым видом топлива стала древесина, которая оставалась главной в этом качестве многие века. Ее было легко добывать, и она была самой дешевой. Но уже в XVI в. количество древесины уменьшилось, и ее начали заменять полезными ископаемыми — природным газом, углем и нефтью.
Энергия измеряется в джоулях (Дж). Один джоуль равен работе, совершаемой при перемещении тела на расстояние 1 м под действием на него силы в 1 ньютон (Н). Свое название эта единица измерения получила в честь известного английского физика Джеймса Прескотта Джоуля (1818—1889).
Многие века человек мог располагать лишь живой энергией — работой своих мышц или силой прирученных им животных. Лишь относительно недавно он научился использовать окружающую его неживую энергию, заключенную в ветре, воде, свете, топливе и атоме.
Что же такое энергия? Упрощенно — это способность выполнять некую работу под воздействием какой-либо силы. Энергия может передаваться от одного тела к другому при совершении работы (например, движение автомобиля), при нагреве (когда горячий предмет отдает свое тепло более холодному), с помощью электромагнитного излучения (например, свет лампы или когда продукты нагреваются в «микроволновке» под воздействием СВЧ-излучения) или потока электрической энергии (электричество и магнетизм). Человек уже давно научился преобразовывать энергию из одного вида в другой. Например, на гидроэлектростанции энергия текущей воды, вращая турбину, превращается в механическую энергию. Механическая энергия приводит в движение генератор, а тот, в свою очередь, превращает ее в электрическую энергию. Она поступает в наш дом, и, включая в розетку, например, настольную лампу, мы преобразовываем электрическую энергию в энергию света.
Самой важной составляющей частью большинства видов топлива является углерод. В угле его содержится очень много, и поэтому он горит ровно и дает жаркое пламя. Твердый уголь, или, как его еще называют, антрацит, имеет более высокий процент углерода, чем остальные виды, он дает меньше дыма и пепла.
Нефть была известна еще древним людям и использовалась ими в основном для освещения — в лампах и факелах. Залежи этого вещества обычно находятся на небольшой глубине. Считается, что способ добычи нефти из-под земли разработал американец Эдвин Дрейк (1819—1880). В 1859 г. он пробурил скважину глубиной около 20 м, установил ручной насос и начал выкачивать нефть на поверхность.
В настоящее время для получения тепловой энергии вместо угля часто используют природный газ. Этому способствовали разработка крупных газовых месторождений, изобретение современных газовых технологий, строительство новых газопроводов, которые позволяют доставлять газ из мест его добычи в крупные города. А всего несколько веков назад человеку приходилось производить газ из угля.
Считается, что способ получения искусственного газа был впервые открыт шотландским инженером Уильямом Мэрдоком (1765—1813). В 1792 г. он использовал газ, выделяющийся из сгорающего угля, для освещения своего дома. Несколько лет спустя инженер применил такую же систему для освещения фабрики в Бирмингеме (крупный индустриальный город Англии).
Еще в древние времена люди заметили, что струя водяного пара, вырываясь из сосуда, установленного на огне, способна сместить препятствие (к примеру, лист бумаги), оказавшееся на ее пути. Так, например, есть сведения, что еще в I в. греческий ученый Герои Александрийский (около 10—75) создал примитивную паровую машину, названную им «эолипил». Она представляла собой шар, который вращался под действием вырывающегося из сопел пара. Таким образом, древнему ученому (вероятно, одному из первых) удалось преобразовать тепловую энергию, полученную при помощи воды от горящего топлива, в механическую.
Первый аппарат, предназначенный для промышленного получения пара, — паровой котел — был построен англичанином Томасом Севери (1650— 1715) в 1698 г. Пара он производил очень мало, а из-за того, что горячие газы в основном бесполезно уходили в трубу, эффективность такого котла была очень низкой.
Результативность современных паровых котлов очень высока. Они представляют собой сложные установки, оснащенные автоматическим управлением и надежной многоступенчатой защитой.
Первым человеком, построившим паровой двигатель, считается английский изобретатель Томас Ньюкомен (1663—1720). Он длительное время занимался проблемой откачивания воды из шахт и в конечном итоге создал насос с паровым приводом, который заменил насос, приводимый в действие лошадьми. Это произошло в 1712 г. Паровой двигатель Ньюкомена был очень громоздким и малоэффективным. Его коэффициент полезного действия (КПД) едва ли превышал 1%. Другими словами, 99% всей теплотворной энергии терялось бесплодно, но так как уголь в те годы был дешевым топливом, паровой двигатель Ньюкомена использовали многие промышленники и ремесленники.
Первый надежно работающий паровой двигатель был построен в 1784 г. шотландским изобретателем Джеймсом Уаттом (1736—1819). Это сыграло революционную роль в развитии промышленности. За 1785—1795 гг. было выпущено 144 паровых двигателя, а к 1800 г. в Англии функционировала уже 321 паровая машина Уатта. Их применяли буквально во всех сферах производства.
На памятнике Джеймсу Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой». Международная единица измерения мощности названа в его честь Ваттом (Вт). Сам же изобретатель для измерения мощности ввел в обращение более наглядный термин — «лошадиная сила» (л. с.). Тем самым он хотел показать, работу скольких лошадей способен заменить его паровой двигатель. В наши дни одна «лошадиная сила» равна 735,49875 Вт. Этой единицей мощности пользуются во многих странах мира до сих пор, например, указывая мощность двигателя автомобиля.
В Америке ведущим специалистом по созданию паровых машин был Оливер Эванс (1775—1819). Работая с обычными паровыми машинами Уатта, Эванс предложил использовать пар высокого давления, что позволило при сохранении необходимой мощности значительно уменьшить размеры двигателя.
Даже в усовершенствованном двигателе Уатта пар толкал поршень, который через сложный механизм вращал колесо. Хотя более логичным был аппарат, в котором вырывающийся из котла пар сразу бы создавал вращение. Такое устройство, чем-то напоминающее ветряное или водяное колесо, получило название «паровая турбина» (образовано от слова «турбо» — «вихрь»).
Первая надежно действующая паровая турбина была построена английским инженером и промышленником Чарльзом Парсонсом (1854—1931) в 1884 г. Она вырабатывала большую для тех лет мощность в 7,5 кВт (7500 Вт, около 10 л. с.).
Очевидно, что залежи природного газа, угля и нефти небезграничны. Поэтому к самым значительным открытиям и изобретениям в области энергетики относятся те, которые связаны с нахождением альтернативных источников энергии. Оказалось, что в наши дни таковыми могут служить как известные ранее — энергия солнца, текущей воды, ветра, приливов и отливов, подземного тепла (геотермальная), так и открытые сравнительно недавно — энергия плазмы, химических процессов и атома.
Несмотря на то что эффективность древних гидроустановок была небольшой, она все равно была несравнимо большей по сравнению с тем, на что были способны люди или животные. Кроме того, эта энергия являлась бесплатной и была подарена самой природой.
Одним из самых древних примеров использования человеком энергии воды являются водяные мельницы, в которых водяное колесо насажено на вал жернова. Вращает вода колесо — вращается и жернов, который мелет зерно.
Главной деталью древней гидроустановки являлось водяное колесо. Водяные колеса, вращающиеся только за счет силы, создаваемой потоком воды, получили название «подливных».
В результате множества технических усовершенствований в Средние века появилось более эффективное верхненаливное колесо, которое вращалось за счет действия веса падающей на него воды. Диаметр таких колес мог достигать 10 м.
Трудно точно сказать, когда люди научились использовать энергию движущейся воды. Считается, что более 2 тыс. лет до изобретения в XII в. ветряных мельниц вода была фактически единственным источником постоянной энергии. Еще в древние времена человек заметил, что если до половины погрузить в реку колесо с лопастями, то оно начнет вращаться. Тем самым энергия текущей воды даже в примитивной гидроустановке (от греч. hydor — «вода») превращалась в механическую энергию.
В современных гидроустановках водяное колесо заменено более скоростной водяной турбиной. Наиболее эффективными оказались так называемые струйные и радиальные турбины. По принципу действия струйные турбины схожи с верхненаливными колесами — струя воды под сильным напором ударяет в лопасти турбины и этим заставляет ее вращаться.
Радиальные турбины чаще используются тогда, когда напор воды невелик, но есть возможность построить плотину и создать перепад по высоте в 10—15 м. Первую гидротурбину подобной конструкции, примененную на практике, создал французский инженер Бенуа Фурнейрон (1802—1867). В 1832 г. он получил патент на свое изобретение.
Еще одним способом извлечения энергии из водных ресурсов планеты являются приливно-отливные станции. Оказалось, что вода, поднимающаяся более чем на 10 м во время приливов морей и океанов, несет с собой практически неограниченный запас энергии. Для ее использования в узких береговых проходах ставят преграду — плотину. Проникая через отверстие в такой плотине, вода вращает колеса или турбины, причем как во время прилива, так и во время отлива.
Энергию приливов впервые в больших количествах стали использовать уже во второй половине XVI в. Так, например, жители Лондона (Англия), столкнувшись с перебоями водоснабжения, установили водяные колеса на реке Темзе. Вращаемые то в одну, то в другую сторону приливами, они заставляли работать насосы, закачивающие воду в трубы, по которым она текла в город.
Самая первая и крупнейшая приливно-отливная станция «Ля Ране» (La Ranсe) была построена в 1966 г. в устье реки Ране (Франция). Протяженность ее плотины составляет 800 м. Благодаря тому, что перепад высот прилива и отлива в этом месте составляет от 12 до 18 м, мощность «Ля Ранc» доходит до 240 МВт.
Еще одним источником энергии, известным с древних времен, является энергия ветра. Ведь она, как и энергия воды, подарена нам природой. Кроме того, она обладает большой мощностью и по расчетам ученых в 2,5 раза превышает энергию, получаемую от сгорания всех видов ископаемого топлива. Кроме того, энергия ветра неистощима, так как она будет существовать вечно, пока светит и греет солнце.
Считается, что первым изобрел и построил ветровой двигатель греческий ученый Герои Александрийский. По крайней мере, он был первым, кто оставил документальное свидетельство использования ветра для приведения механизма в действие. В XII в. усовершенствованный ветряной двигатель получил название «ветряная мельница», так как полученная с его помощью энергия в основном использовалась для перемалывания зерна (изначально слово «мельница» значило «молоть», то есть «что-то измельчать»).
Совершенствуя ветряной двигатель, человек изобрел множество его различных конструкций. Условно их можно разбить на четыре основные группы: крыльчатые, карусельные, барабанные и роторные. Самым древним и при этом наилучшим типом ветродвигателя является крыльчатый (к нему и относится ветряная мельница). Поэтому в наши дни изобретатели и конструкторы работают над усовершенствованием главным образом этого типа двигателя.
Нидерланды не случайно называют «страной ветряных мельниц». Нигде в мире вы не увидите так много ветряных мельниц, как поблизости местечка Киндердейк. Построены они были еще в 1738 г., но даже в наши дни несколько десятков мельниц остаются полностью работоспособными.
Ежесекундно солнечные лучи поставляют на каждый квадратный метр поверхности нашей планеты в среднем 1 кВт энергии. Ученые подсчитали, что это в несколько десятков тысяч раз больше, чем нужно сегодня всему человечеству. Проблема состоит лишь в том, что люди до сих пор используют лишь тепловую составляющую солнечной энергии и не научились эффективно превращать ее в другие виды энергии (например, механическую или электрическую).
В наши дни наилучшим примером использования солнечной энергии может служить обогреваемый ею дом. Для этого на крыше жилища размещается солнечный коллектор — плоская или вогнутая панель, концентрирующая солнечную энергию с целью получения тепла. Внутри такой панели находятся уложенные в виде змеевика черные гибкие трубки, подключенные к системе водоснабжения.
Солнечную энергию можно использовать, предварительно сконцентрировав ее. Такое устройство получило название «солнечная печь». Она представляет собой большие искривленные (параболические) зеркала. Солнечные лучи, собранные такой оптической системой в одной точке, позволяют получить температуру свыше 3000 °С. Этого достаточно, чтобы плавить металлы и обрабатывать термостойкие материалы. Кроме того, такое тепло можно использовать для превращения воды в пар и затем направить его в паровую машину.
Признано, что черный цвет притягивает тепло, а белый — отражает его. Тем не менее, проведенные в Арктике исследования указывают, что белая шерсть северных животных обладает свойством улавливать до 95% солнечного тепла. Происходит это благодаря особому устройству шерстинок, что навело на мысль использовать их искусственное подобие для производства солнечных элементов.
Любой предмет можно разделить пополам, затем половинку еще пополам и так много-много раз. Но в конечном итоге останется частичка, которую уже невозможно будет разделить. Считается, что первым к этому выводу пришел древнегреческий ученый Демокрит Абдерский (около 460— 370 гг. до н. э.). Последнюю неделимую частицу вещества назвали атомом, что на древнегреческом и означало «неделимый».
Несмотря на микроскопические размеры, каждый атом имеет строение, которое чем-то напоминает устройство нашей Солнечной системы. В центре атома находится положительно заряженное ядро («солнце»), вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны («планеты»). Ядро, в свою очередь, также состоит из частиц — протонов и нейтронов. Протон заряжен положительно, а нейтрон заряда не имеет, но зато обладает большой проницаемостью. Число электронов в атоме всегда равно количеству протонов его ядра.
Впервые такое строение атома предложил датский физик Нильс Бор (1885—1962). После этого ученые задумались над тем, как разделить атомы на составные части. В результате этих исследований в 1897 г. французские физики Пьер (1859—1906) и его супруга Мария (1867—1934) Кюри открыли радиоактивность — свойство атомных ядер самопроизвольно изменять свой состав.
Оказалось, что из атома тоже можно извлечь энергию. При определенных условиях ядро распадается на несколько осколков, среди которых есть частицы высокой энергии — нейтроны. В среднем на каждые 10 распадов приходится 25 нейтронов. Они попадают в ядра соседних атомов и разбивают их на осколки, высвобождая новые нейтроны и огромное количество тепла. Этот процесс повторяется многократно, поэтому реакцию деления часто называют цепной.
Атомы большинства веществ расщепить невозможно. Но оказалось, что это можно сделать с одним из видов урана — ураном-235 (его еще называют «изотоп урана»). При этом из одного грамма урана выделяется столько же тепла, сколько при сгорании трех тонн каменного угля или двух тонн нефти.
Недавние исследования показали, что атом состоит не только из трех частиц (электронов, протонов и нейтронов), как это считалось ранее. В наши дни ученые предполагают, что атом состоит из электронов, протонов, нейтронов, позитронов, нейтрино, мезонов и гиперонов. Исследователи открыли несколько десятков различных частиц в составе атома, но пока не сумели сделать их полного и достоверного описания.
Для получения атомной энергии строят атомные реакторы. Пространство в реакторе, где находится ядерное топливо, называют активной зоной. Здесь идет деление атомных ядер урана и выделяется тепловая энергия, которая идет на нагревание теплоносителя.
Скоростью цепной ядерной реакции управляют регулирующие стержни из вещества, поглощающего нейтроны. Чем больше такого вещества, тем больше нейтронов оно улавливает, и тем меньше их участвует в реакции. Таким образом, процесс деления ядер протекает более равномерно и контролируемо.
Первый атомный реактор, спроектированный и сконструированный итальянским ученым, работающим в США, Энрико Ферми (1901—1954), начал работать 2 декабря 1942 г. на теннисном корте Чикагского университета. Его мощность составляла всего 0,5 Вт.
Многие ученые считают, что атомной (ядерной) энергии принадлежит будущее. Преимущества получения и использования такого вида энергии заключаются в том, что она не дает выбросов газа или дыма, невелика и стоимость топлива — урана.
Однако использование ядерной энергии зависит от решения проблемы утечки радиоактивных отходов и переработки отработанного топлива. Кроме того, весь атомный реактор должен быть надежно защищен от утечки радиации, для чего используются сложные системы защиты. Несмотря на серьезные меры безопасности, на ядерных реакторах иногда возникают аварии. Наиболее крупная из них произошла в 1986 г. на атомной станции в Чернобыле (Украина).
Считается, что первое зафиксированное в истории знакомство человека с электрическим явлением состоялось более 2,6 тыс. лет назад в Древней Греции. Это явление вызывалось путем натирания янтаря тканью, после чего янтарь, словно магнит, притягивал к себе легкие предметы. Это объяснялось тем, что при трении друг о друга различных тел их атомы отдают часть своих электронов, становятся положительно заряженными и, следовательно, притягивают к себе отрицательно заряженные тела.
Не случайно слово «электричество» произошло от греческого слова «электрон», которое переводится как «янтарь».
В 1729 г. английский ученый Стефан Грей (1666— 1736) обнаружил, что некоторые вещества, в частности металлы, могут проводить ток — их начали называть «проводниками». Это происходит потому, что такие вещества обладают свободными электронами. Когда такой материал подвергается воздействию электрического заряда, все свободные электроны начинают двигаться вдоль проводника от отрицательно заряженного полюса к положительному. Такое упорядоченное движение электронов и называется электрическим током.
Кроме того, Г рей обнаружил, что существуют и такие вещества, которые не проводят ток. Они были названы «изоляторами».
Долгие годы знакомство человека с электрической энергией ограничивалось лишь научными опытами. По настоящему использовать ее начали только на заре XIX в. В 1800 г. итальянский ученый Алессандро Вольта (1745—1827) заметил, что прослойка из влажной ткани (особенно если пропитать ее раствором соли или кислоты) может усилить электризацию пары различных металлов (например, цинка и меди). Так Вольта изобрел первую электрическую батарею и тем самым дал миру первый надежный источник электрической энергии.
Человечество не осталось в долгу перед этим ученым. Именем Вольта была названа единица измерения электрического напряжения — Вольт (1 В равен электрическому напряжению, вызывающему в электрической цепи постоянный ток силой 1 А (ампер) при мощности 1 Вт).
В 1831 г. английский ученый Майкл Фарадей (1791—1867) открыл электромагнитную индукцию. Сущность этого явления заключалась в том, что в проводнике, если его вращать между полюсами магнита, возникает электромагнитное поле. Такое поле возбуждает движение электронов, и по проводнику начинает течь электрический ток.
Благодаря ряду научных открытий уже в середине XIX в. перед людьми открылись реальные возможности научиться вырабатывать и использовать электричество, в частности для освещения. В 1878 г. этой проблемой занялся известный американский изобретатель Томас Эдисон (1847—1931). Благодаря его работам уже в 1882 г. в Нью-Йорке (США) начали работать несколько электростанций, которые обеспечивали электричеством около 5 тыс. ламп.
Считается, что первый электрический генератор — устройство, способное преобразовать механическую энергию в электрическую, создал 1870 г. бельгийский инженер-электротехник Грамм Зеноб-Теофиль (1826—1901). Его генератор, получивший название «динамо-машина», мог промышленным образом добывать электрический ток. Динамо-машина состояла из подвижной части (ротора) в виде катушки с проводом, которая вращалась в магнитном поле, создаваемом неподвижным магнитом (статором). Энергия вращения под действием электромагнитной индукции, открытой Фарадеем, преобразовывалась в электричество.
В промышленности динамо-машины были вытеснены генераторами, вырабатывающими переменный ток, который легче поддается преобразованию и передаче на расстояние.
В отличие от динамо-машины статор современного электрического генератора имеет внутри обмотку — именно в ней при работе возникает электрический ток. А ротор на своей окружности имеет несколько сотен магнитов.
Первая в истории постоянно действующая линия электропередачи была протянута в Германии в 1891 г. между городами Лауфен и Франкфурт. Протяженность этой линии составляла 170 км. Электричество передавалось по кабелю, закрепленному на столбах.
Современный электрический кабель может содержать один изолированный (неизолированный) или несколько изолированных проводников (в основном из алюминия или меди). Большинство проводников в электрическом кабеле представляют собой отдельные тонкие металлические, сплетенные вместе провода. Благодаря этому кабели обладают повышенной механической прочностью, гибкостью и выдерживают большую силу тока.
В наши дни передача электроэнергии на большие расстояния в большинстве стран осуществляется по проводам, закрепленным на мачтах, а в городах — по подземным кабелям. Воздушные кабеля чаще всего не имеют изоляции, а подземные предназначаются для очень сильных токов, поэтому им необходима более надежная изоляция.
Опыт эксплуатации электропередач показал, что электрический ток испытывает сопротивление в подводящих проводах и на больших расстояниях, что приводит к заметным потерям. Оказалось, что подобных потерь будет значительно меньше, если электроэнергию передавать при высоком напряжении. На помощь пришел прибор, получивший название «трансформатор», что в переводе с латинского обозначает «преобразователь».
О возможности построения такого прибора говорил еще Фарадей, но первым построил действующий образец русский ученый Павел Николаевич Яблочков (1847—1894). 30 ноября 1876 г. он получил патент на свое изобретение.
Трансформатор состоит из двух обмоток (первичной и вторичной), намотанных на сердечник из тонких пластин, изготовленных из специальной стали. Переменный ток в первичной обмотке вызывает ток во вторичной (электромагнитная индукция). Отношение первичного и вторичного напряжений определяется числом витков обмоток. Например, если во вторичной обмотке в два раза больше витков, чем в первичной, то такой трансформатор повышает напряжение в два раза.
Использование каждого из уже знакомых нам источников энергии связано с рядом проблем. Так, например, ветряная или водяная мельница может совершать работу только у того места, где была построена, тепло можно передать на некоторое расстояние, но с очень большими потерями, атомная станция нуждается в надежной защите и поэтому может быть размещена только на специально подготовленной территории. Всех этих недостатков лишено электричество. Поэтому в названиях станций по производству энергии стало обязательно присутствовать слово «электро». То есть, что бы мы ни подавали «на вход» такой станции — тепло, ветер, воду, свет, расщепленный атом, «на выходе» неизменно получается энергия в виде электричества.
Первые коммерческие теплоэлектростанции (ТЭЦ) начали строить в 80-х годах XIX в. Принцип их действия был относительно простым: топливо (уголь, нефть, газ), сгорая, превращало воду в пар, который вращал турбину, соединенную с ротором электрогенератора. В начале XX в. мощность таких станций достигала 1 млн ватт (МВт), а уже к концу столетия была доведена до нескольких тысяч МВт.
Считается, что самая большая в мире гидроэлектростанция расположена на континенте Южная Америка, в бассейне реки Панара, на границе Бразилии и Парагвая. Она была построена в 1991 г. и получила название «Итайпу» — «поющие камни». Общая длина плотины этой станции превышает 7 км, ширина — 400 м и высота — почти 200 м.
Исходя из своего названия гидроэлектростанция (ГЭС) для выработки электричества использует энергию движущейся воды. ГЭС состоит из двух основных частей: энергоблока и плотины, позволяющей накапливать воду.
Самая первая гидроэлектростанция, способная вырабатывать промышленный ток, была построена в Нортумберленде (Великобритания) в 1880 г. Ее мощность была относительно небольшой, зато мощность современных гидроэлектростанций достигает 10 000 МВт.
Принцип работы ветроэлектроустановки (ВЭУ) аналогичен гидроэлектростанции, только вал генератора здесь вращает не вода, а ветер. Первая ВЭУ, или, как ее тогда называли, ветрогенератор, была построена в Дании еще в 1890 г. С того времени популярность этого экологически чистого и дешевого способа получения электричества постоянно растет. В мире в этой области лидируют США, в Европе — Германия, Англия, Дания и Нидерланды. Большинство установок находится в частном использовании, то есть питают электричеством индивидуальные дома или небольшие хозяйства.
Совсем недавно был разработан проект заоблачной ветроэлектростанции. Ее генератор должен подняться на высоту 8—10 км на огромном аэростате, соединенном с землей прочнейшими тросами. На такой высоте почти непрерывно дует ветер, а его скорость может достигать 100 м/с. Производимая такой ВЭУ электроэнергия будет передаваться на наземную станцию по кабелю.
Солнечную энергию тоже можно преобразовывать в электричество. А так как Солнце дает нам и тепло, и свет, это можно сделать двумя способами. Тепловые солнечные электроустановки по принципу действия мало чем отличаются от тепловых электростанций. Основная разница состоит в том, что рабочим телом здесь служит не вода, а инертный газ, который разогревают сконцентрированными солнечными лучами до температуры, превышающей тысячу градусов. Далее горячий газ подается на лопасти газовой турбины, которая приводит в действие электрогенератор переменного тока.
Способ прямого получения электроэнергии из солнечного света был предложен французским физиком Александром Эдмоном Беккерелем (1820—1891) еще в 1839 г. Однако это открытие оставалось незамеченным до XX в., пока в лабораториях фирмы «Bell company», которую еще в 1897 г. организовал известный американский ученый шотландского происхождения Александр Грэм Белл (1847—1922), не был изобретен кремниевый солнечный элемент.
Первый в мире космический преобразователь солнечной энергии в электрическую был установлен на третьем искусственном спутнике Земли, запущенном в 1958 г. в Советском Союзе.
Еще один крупный источник энергии, подаренной нам природой, скрыт глубоко под землей. Там, на глубине нескольких километров, существуют целые моря, заполненные горячей водой. Подземная вода не только имеет высокую температуру, но и сжата огромным давлением. Поэтому достаточно пробурить к такому «морю» скважину, чтобы вода хлынула фонтаном. Такие источники энергии называют «геотермальные» (от греч. geo — «земля» и terme — «тепло, жар»).
Подземный кипяток можно использовать по-разному. Например, для обогрева производственных или жилых помещений. С его помощью можно и добывать электричество. Первая такая геотермальная электростанция была построена в 1913 г. в Лардерелло (Италия) и действует до сих пор. В настоящее время подобные электростанции строятся во многих странах мира.
Тепло, полученное в результате деления ядра, теоретически можно использовать для обогрева. Однако для этого рядом с каждым объектом пришлось бы устанавливать атомный реактор. Поэтому гораздо выгоднее превращать тепловую энергию в электрическую. Это делают на атомных электростанциях (АЭС).
Атомную электростанцию строят на основе атомного реактора. Тепло, которое выделяется в нем, передается воде первого (внутреннего) контура, циркулирующей по специальным трубам. Она разогревается до кипения и направляется в теплообменник, где превращает в пар воду второго (внешнего) контура. Горячий пар направляется в турбину и вращает генератор, вырабатывающий электроэнергию.
Первая в мире АЭС была построена недалеко от Москвы (Россия), в г. Обнинске. Она дала ток 27 июня 1954 г. — этот день во всем мире отмечают как дату начала эры мирного атома. К примеру, мощность Обнинской АЭС составила всего 5 МВт. Мощность современных АЭС почти в тысячу раз больше. Мировыми лидерами в производстве ядерной электроэнергии являются США, Франция, Япония, Германия и Россия. Всего в мире действует около 450 ядерных реакторов, общая мощность которых превышает 350 000 МВт.
Электрическую энергию не всегда удобно передавать по проводам. Ведь существуют и переносные устройства, такие как ноутбуки, мобильные телефоны, электронные фотоаппараты, калькуляторы, радиоприемники и т. п. Для их независимой работы используют иные источники электричества — батарейки и аккумуляторы.
Очень часто батарейки называют гальваническими элементами. Они были названы в честь итальянского ученого Луиджи Гальвани (1737—1798) — создателя теории «животного электричества». В 1791 г. он обнаружил, что лапка мертвой лягушки сокращается при прикосновении к ней разнородных металлических предметов. Однако ученый не извлек никакой практической пользы из своего открытия, так как не смог правильно его объяснить. Гальвани исходил из ложной гипотезы о существовании некоего животного электричества. Разобраться в этом явлении и создать на его основе полезное устройство смог физик Алессандро Вольта. Его «вольтовый столб» стал первым химическим источником тока и послужил прообразом всех современных батарей и аккумуляторов.
Батареи Вольта из-за применения жидкого электролита были крайне неудобными в обращении. Поэтому настоящую революцию произвели так называемые «сухие» элементы, изобретенные французским химиком Жоржем Лекланшем (1839—1882) в 1867 г. Элементы состояли из цинкового положительного и угольного отрицательного электродов, погруженных в раствор хлорида аммония. Подобные батарейки, называемые сегодня «солевыми», являются самыми популярными из-за своей низкой стоимости.
Более мощные, но при этом и более дорогие щелочные элементы питания (их часто называют «алкалиновыми», от англ. alkaline — «щелочной») созданы в конце 50-х годов прошлого столетия. Положительный электрод в таких элементах питания представляет собой желеобразную смесь порошка цинка и щелочного электролита.
Батарейки (гальванические элементы) имеют один существенный недостаток — они используются только один раз. Поэтому часто для снабжения электричеством мобильных устройств более оправдано применять источники тока многоразового использования — аккумуляторы (от лат. accumulo — «собираю, накопляю»). Они могут многократно накапливать энергию (несколько тысяч раз). В отличие от батареек аккумуляторы применяются в качестве мощных источников тока: для запуска автомобильных двигателей, источников бесперебойного питания, резервных осветительных систем, двигателей подводных лодок и специальных средств передвижения.
Существует еще один очень перспективный источник электрической энергии. Он получил название «топливный элемент». В нем водород и кислород подаются по трубкам в ванну с едкой щелочью. Там после нескольких химических реакций получается вода, а на опущенных в ванну электродах появляется электрическое напряжение.
К сожалению, из-за сложности конструкции топливные элементы пока еще не нашли широкого применения. Но зато их используют в космических кораблях и там, где требуются независимые и надежные источники электроэнергии. Так, например, топливные элементы на основе водорода и кислорода служили в качестве главного источника электроэнергии на американских космических кораблях серии «Аполлон», доставлявших на Луну астронавтов.
В 1859 г. французский инженер Гастон Планте (1834—1889) изобрел наиболее популярный в наши дни свинцово-кислотный аккумулятор. Отрицательным электродом в нем служит свинец, положительным — оксид свинца, а электролитом — серная кислота.
В 1908 г. Томас Эдисон создал аккумулятор совершенно нового типа, в котором электролитом служила щелочь (едкий калий), положительный электрод был изготовлен из никеля, а отрицательный — из измельченного железа с некоторыми примесями. Емкость нового аккумулятора оказалась почти в три раза больше, чем у свинцового.
В будущем человек научится добывать безграничное количество энергии, не загрязняя при этом окружающий мир. И это не голословное утверждение. Знаменитый немецкий физик Альберт Эйнштейн в 1905 г. опубликовал «Специальную теорию относительности». В рамках этого научного труда он вывел формулу энергии: E=mc2, где Е — энергия тела, m — его масса, с — скорость света в вакууме, округленно равная 300 млн м/с. Расчеты показывают, что даже в 1 г вещества «заключено» в пересчете на электрическую энергию 25 млн киловатт-часов, а в пересчете на тепловую — 21,5 млрд килокалорий. Человеку остается только научиться добывать ее.