Человечество уже относительно давно вышло в космос и начало проводить в нем научные исследования. Наша страна, первой приступившая к освоению космоса, по праву может гордиться тем огромным потенциалом, который был заложен в том числе выдающимся ученым Мстиславом Всеволодовичем Келдышем. Именно он выступил одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса и возглавил определенный участок их проведения. Если говорить о сфере интересов Мстислава Всеволодовича, создается впечатление, что читаешь фантастический роман: каждый день его интересовало что-то новое в исследовании космоса, Луны, планет Солнечной системы, разработке новой аппаратуры и способов анализа собранных данных.
Именно Келдыш был инициатором создания всех самых значительных космических проектов советского государства: запуска искусственного спутника Земли, полетов автоматических станций к Луне и планетам Солнечной системы, первого полета человека в космос, запуска первой экспериментальной орбитальной станции, а также аппарата, доставившего на поверхность спутника Земли первую самодвижущуюся научную станцию «Луноход-1», разработки методов исследования лунного грунта.
В делах освоения космоса Келдыш проявил себя как отличный организатор и генератор теоретических и практических идей. При этом значимость теоретических работ можно поставить на первое место, так как возникшие проблемы практического характера невозможно было бы решить без фундаментальных исследований. Еще в начале научной карьеры Мстислав Всеволодович снискал репутацию ученого с недюжинным потенциалом.
А мировую известность Келдыш получил благодаря решению тех опасных проблем, которые стояли перед человечеством, осваивавшим воздушные и космические просторы со скоростью звука.
Так, при испытаниях скоростных самолетов в 1930-х годах по миру прокатилась волна необычных аварий, происходивших по одному и тому же сценарию: при достижении определенной скорости какая-то сила взрывом разрушала машину. При этом никаких следов взрыва обнаружить не могли. Теми пилотами, которым удалось выжить, были зафиксированы интенсивные нарастающие вибрации перед катастрофой. Данное явление назвали флаттером, что в переводе с английского значит «дрожание». Известно, что по причине флаттера в Германии с 1935 по 1943 год произошло около 150 аварий, в США за подобный период — более 100.
Явление флаттера в СССР было преодолено раньше, чем в других странах, благодаря Келдышу. Сейчас, когда эта проблема осталась в прошлом, ее решение на основании сложных математических исследований, которые были изложены ученым в доступной форме, подтверждает уникальную одаренность Мстислава Всеволодовича. Довольно быстро разобрались, что флаттер возникает при околозвуковой скорости в результате особых условий полета. Удалось даже составить основные уравнения этого явления, однако они оказались столь сложными, что решить их аналитическим путем не получалось. Заслуга Келдыша была в том, что он ввел упрощающие расчет допущения и использовал поправочные, полученные экспериментально коэффициенты. Своими работами ученый на годы вперед определил, как нужно решать на практике задачи защиты от флаттера.
Новые технические решения в самолетостроении приносили и плоды, и проблемы. Так, следующей после флаттера проблемой было новое явление шимми. Его обнаружили, когда стали использовать трехопорную схему шасси с передним колесом: самопроизвольно возникающие колебания приводили к поломке передней стойки шасси. Используя опыт, накопленный в исследованиях флаттера, Келдыш полностью решил эту проблему, сформулировав практические инженерные рекомендации.
После войны деятельность Келдыша меняет направление: он становится руководителем научно-технических коллективов, цель которых — освоение космоса.
Заслуга ученого заключается в том, что он был не просто руководителем, но и автором идей и методов решения различных научных проблем.
Любое новшество или передовое открытие было связано с именем Мстислава Всеволодовича.
Например, с его приходом в НИИ-1 (сейчас — Исследовательский центр им. М. В. Келдыша), где ранее разрабатывалась легендарная реактивная система залпового огня «Катюша», в 1959 году была создана первая в мире крылатая ракета, которая прошла испытания и показала более высокие характеристики, чем американская «Навахо». Под руководством ученого запускается искусственный спутник Земли, а до этого он принимал непосредственное участие в решении атомной проблемы — вот далеко не полный список научных достижений Келдыша.
Нет необходимости перечислять успехи нашей страны в освоении ближнего и дальнего космоса, в пилотируемой космонавтике. Но за любым достижением в этих областях стоит имя Келдыша — научного руководителя и теоретика космонавтики.
Мстислав Всеволодович Келдыш родился 10 февраля (28 января) 1911 года в Риге в профессорской семье. Свое дворянское происхождение никогда не скрывал. Окончил Московский государственный университет (1931 год), стал профессором в 1937-м. Был директором Института прикладной математики АН СССР. Инициатор развертывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем. Руководил научно-техническим советом по координации деятельности НИИ и КБ по созданию первого искусственного спутника Земли. Председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР (1964–1978 годы), член многих иностранных академий, депутат Верховного Совета СССР. Покончил жизнь самоубийством, отравившись выхлопными газами автомобиля, 24 июня 1978 года.