Сергей Павлович Королев и его вклад в науку

Людьми XXI века ракетостроение воспринимается как обычная отрасль промышленности и военно-промышленного комплекса. Космонавтика не вызывает того трепета и искреннего восхищения, как полвека назад, ведь эта область науки и техники сейчас — неотъемлемая часть нашей жизни. Огромные ракеты, боевые комплексы, запуск космических аппаратов и людей, фантастические проекты будущей колонизации межпланетного пространства воспринимаются нами как привычные вещи и явления. И это скорее хорошо, ведь именно о таком развитии событий еще век назад мечтал великий русский ученый, теоретик космонавтики и ракетостроения Константин Эдуардович Циолковский.

А ведь когда-то всего этого — космических и боевых ракет, космодромов, космических аппаратов и полетов человека за пределы атмосферы — не было, а о том, чтобы построить аппарат для полета в космос, можно было лишь мечтать. Грезили об этом единицы, и имена этих людей сейчас известны всему миру — Константин Циолковский, Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов, Валентин Глушко, Юрий Кондратюк и другие ученые, сыгравшие значительную роль в создании отечественного ракетостроения и космонавтики. Нельзя не сказать и о Якове Перельмане — великом популяризаторе науки, сделавшем немало для становления ракетостроительной отрасли в СССР.

Дом, в котором родился Сергей Королев. Сейчас это дом-музей
Дом, в котором родился Сергей Королев. Сейчас это дом-музей

Мечтали о ракетах и полетах в космос и за рубежом, однако исторически случилось так, что именно в нашей стране были заложены основы ракетостроения и космонавтики и именно наши соотечественники сыграли определяющую роль в этих отраслях науки и техники.

Конечно, нельзя не упомянуть американского ученого Роберта Годдарда, немецкого инженера Германа Оберта, французского изобретателя Роберта Эно Пельтри и гениального немецкого ученого Вернера фон Брауне, сконструировавшего первые образцы баллистических ракет (знаменитых «Фау-2»), а впоследствии буквально создавшего американскую космическую (в том числе и лунную) программу.

Заслуги Королева столь значительны, что его именем был назван город
Заслуги Королева столь значительны, что его именем был назван город

Да, в Америке и Европе над проблемами ракетостроения работало немало ученых и изобретателей: примером служит хотя бы тот факт, что первые советские и американские ракеты, созданные после войны, были скопированы или во многом подражали «Фау-2». Однако не будь работ русских изобретателей и инженеров, еще неизвестно, когда бы человечество создало межконтинентальные баллистические ракеты и начало осваивать космос. И это совсем не преувеличение, однако обо всем по порядку.

Начало трудного пути

Как это ни удивительно, но человечество знакомо с ракетой уже не первое тысячелетие. По общепринятой гипотезе, первые устройства, использовавшие для движения реактивную тягу, были изобретены в древнем Китае. Правда, тогда они применялись в основном для развлечений — фейерверков и салютов. Стоит отметить, что с глубокой древности предпринимались попытки создать военную ракету. Примерно с XVII века во многих армиях мира начали эпизодически появляться боевые ракеты, а к началу XX века ракеты военного назначения состояли на вооружении во всех развитых странах, в том числе и России.

Памятник С. П. Королеву на фоне монумента «Покорителям космоса»
Памятник С. П. Королеву на фоне монумента «Покорителям космоса»

Но только в первой четверти прошлого века произошел настоящий перелом в ракетном деле. Это связано, во-первых, с работами основоположника космонавтики и создателя теории полета ракет Циолковского, а во-вторых, с началом деятельности энтузиастов ракетостроения за рубежом и в нашей стране.

Резкий подъем интереса к ракетной технике, наблюдавшийся в 1930-х годах, объясняется вмешательством властей — развитые страны начали осознавать мощь ракет и перспективы тех государств, которые ведут работы по созданию реактивной техники.

Здесь необходимо сделать одно важное замечание. Как было сказано, уже несколько столетий назад ракеты применялись в качестве оружия — они могли нести относительно небольшой заряд взрывчатки либо особый пиротехнический состав для освещения поля боя в ночное время. Естественно, что с развитием технологий увеличивались дальность полета и грузоподъемность ракет, что делало их все более удобными для использования в условиях боевых действий.

Однако было несколько «но»: все еще не существовало четкой теории, объясняющей механику полета, к тому же пороховые двигатели (все ракеты до XX века заряжались порохом) не позволяли добиться большой скорости и грузоподъемности, да и были небезопасными в эксплуатации. Понятно, что ни о каком управлении ракетами не могло быть и речи.

Когда энтузиасты ракетостроения, среди которых был и Сергей Павлович Королев, добились более или менее положительных результатов в конструировании ракет и их двигателей, на них обратили пристальное внимание военные. В итоге первые советские (впрочем, как и американские, и немецкие) летательные аппараты хоть и приближали человечество к космическим полетам (как мечтали Циолковский, Цандер и Королев), но имели военное назначение. И дело даже не в том, что они уже несли боевые заряды, а в том, что давали надежду на создание простого, надежного, но в то же время мощного и эффективного оружия. Поэтому стоит учесть, что все то, о чем будет рассказано дальше, в первую очередь связано с военным делом и только во вторую очередь служило покорению космоса.

От энтузиастов-одиночек до НИИ и КБ

Первые теоретические выводы по физике полета ракеты сделал еще в конце XIX века Циолковский, однако эти работы практически не привлекли к себе внимания научного мира. Мало того — над ученым посмеивались и не воспринимали всерьез, а после прихода советской власти в стране и так хватало забот, поэтому первые отечественные ракеты начали строиться только в 1920-х годах. Хотя справедливости ради нужно отметить, что эпизодически проводились работы над реактивными снарядами для военных целей, однако конструкторы ставили при этом совершенно другие задачи.

Макет самолета «Высокий путь» конструкции С. П. Королева, 1932 год
Макет самолета «Высокий путь» конструкции С. П. Королева, 1932 год

К 1930-м годам ученые зашли в тупик: твердое топливо для ракет было малоэффективным, стало понятно, что на порохе создать ракету, способную подняться на значительную высоту, невозможно.

А о полетах в космос на порохе можно и не мечтать. Когда никакие ухищрения успеха не принесли, тогда-то и обратили внимание на предложение Циолковского использовать жидкое горючее (ученый сам не строил ракет, но практически все его предложения и теории нашли применение в ракетостроении).

Еще в 1921 году в Москве под руководством изобретателя Николая Тихомирова была образована лаборатория, которая в 1928-м стала называться Газодинамической (ГДЛ). Там как раз и велись работы по созданию реактивных двигателей на жидком топливе. Но активно этим стали заниматься только через год, когда была организована отдельная группа под руководством тогда еще малоизвестного конструктора Валентина Глушко, который сейчас признан одной из ключевых фигур советского ракетостроения.

В 1931-м произошло важнейшее событие в истории отечественного ракетостроения: в августе была создана легендарная Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ее состав вошли молодые изобретатели и ученые, фамилия каждого из которых сейчас известна, — Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов и многие другие.

Макет кабинета ученого
Макет кабинета ученого

Интересно, что ГИРД в то время была организацией, созданной на общественных началах, пользовалась минимальной поддержкой со стороны государства, а все работы проводились, что называется, на голом энтузиазме. И это не преувеличение: ни один сотрудник ГИРД (нужно отметить, что группы создавались в Москве, Ленинграде и других городах, Королев работал в МосГИРД) не получал зарплату — случай сейчас беспрецедентный, но в те годы это было нормальным явлением.

В 1933 году произошло слияние ГИРД и ГДЛ — так образовался Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), существующий и поныне (правда, сейчас он носит название Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). В РНИИ попали все те ученые и конструкторы, которые работали в ГИРД и ГДЛ.

Перед запуском ракеты ГИРД-Х на Нахабинском полигоне. С. П. Королев стоит слева
Перед запуском ракеты ГИРД-Х на Нахабинском полигоне. С. П. Королев стоит слева

Современному человеку трудно представить, какие по сложности технические проблемы решали пионеры ракетной техники, работавшие в ГДЛ, ГИРД, а позже и в РНИИ. Мы привыкли к реактивным самолетам, которые ежедневно пролетают над нашими домами, без восторга воспринимаем информацию об очередном удачном запуске ракеты-носителя со спутниками или людьми. И реактивный двигатель в целом кажется нам простым и надежным. Но 80 лет назад ситуация была иной — конструкторы не просто создавали первые реактивные двигатели, а чувствовали себя как на поле боя, с трудом и самоотверженностью отвоевывая каждый ньютон тяги, каждый сантиметр скорости истечения продуктов горения, каждую секунду нормальной работы двигателя.

Аналогия с полем битвы будет еще более полной, если учесть, что в ГДЛ, ГИРД и РНИИ во время испытаний взрывались десятки двигателей и ракет, и иногда они приводили к разрушениям и, что самое страшное, к человеческим жертвам.

Ракета ГИРД-Х в полете
Ракета ГИРД-Х в полете

Но даже это никого не останавливало, потому что каждый верил, что еще при их жизни ракеты полетят в космос, к Луне и другим планетам. В то время Сергей Павлович Королев стал, образно выражаясь, одним из главных стержней в ГИРД и РНИИ, на котором держались весь рабочий энтузиазм и вера в лучшее будущее, которое ждет ракету.

В этом же году в ГИРД смогли решить проблему с жидкостным реактивным двигателем — и осенью был совершен успешный запуск экспериментальной ракеты ГИРД-Х, работавшей полностью на жидком топливе (спирт и кислород), положившей начало целому классу аппаратов. Эта победа была началом нового пути, ведь создание более совершенных ракетных двигателей на долгие годы стало задачей № 1 во всем ракетостроении. Данная проблема остра и в наше время, но решение ее в 1930-х годах по-настоящему открыло дорогу к военному и мирному применению ракеты.

Ракетостроение до и после Великой Отечественной войны

Историю отечественного (да и мирового) ракетостроения можно разделить на несколько этапов, два из которых — довоенный и послевоенный, условно заканчивающийся в 1957-м. Именно в эти периоды были заложены основы современного ракетостроения и создана база для завоевания космического пространства.

Модели ракет возле Музея космонавтики имени С. П. Королева
Модели ракет возле Музея космонавтики имени С. П. Королева

На первом этапе, то есть до начала Великой Отечественной войны, конструкторы, в том числе и Сергей Королев, решали задачу по созданию работоспособных двигателей и ракет, имевших удовлетворительные летные характеристики. Как было сказано, к 1933 году эта проблема была более или менее решена (сказать, что она была решена полностью, — пойти против истины, так как работа над усовершенствованием старых и созданием новых двигателей не останавливалась ни на минуту), что позволило ГИРДовцам строить все более совершенные образцы экспериментальных ракет на перспективном жидком топливе.

Большим достижением инженеров и конструкторов, работавших под началом Королева, стало создание первых баллистических ракет, впоследствии выпущенных небольшими партиями по несколько десятков штук, — ГИРД-09 и ГИРД-10.

Для того времени обе они обладали неплохими показателями, однако сейчас эти двухметровые сигарообразные ракеты с большими стабилизаторами кажутся нам почти игрушками.

Но именно с них фактически и началось отечественное ракетостроение.

С 1933-го и до 1937-го на базе этих двух ракет создавались улучшенные образцы, с помощью которых проводились разного рода испытания, в том числе и для военных целей. В эти же годы активно разрабатывались и испытывались (уже во вновь образованном РНИИ) новые ракеты, среди них и крылатые. Однако лишь немногие из них послужили прототипами для создания реактивных снарядов, активно использовавшихся во время войны.

Нужно сказать, что перед самой войной в стране сложились условия, в которых, казалось бы, проводить какие-либо исследования в области ракетостроения было достаточно сложно. Речь идет о репрессиях, в результате которых погибло множество конструкторов, инженеров и ученых. В 1937–1938 годах были арестованы и осуждены (а некоторые и расстреляны) ученые из РНИИ и других организаций, работавшие в области ракетостроения. Среди них — Георгий Лангемак, Иван Клейменов (оба расстреляны), Валентин Глушко и многие другие инженеры, конструкторы и изобретатели.

В 1938-м арестовали и Королева — в итоге он был осужден на десять лет и отправлен на Колыму. То есть перед самой войной только-только зародившаяся отечественная ракетостроительная отрасль осталась практически без руководства, ведущих конструкторов и ученых.

Первая тюремная фотография С. П. Королева. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 года
Первая тюремная фотография С. П. Королева. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 года
Лагерная кружка С. П. Королева
Лагерная кружка С. П. Королева

Но Королеву, как и многим другим ученым, причастным к ракетной технике, повезло — к началу войны НКВД ослабил хватку, а машина репрессий замедлила ход, что спасло жизни многим тысячам людей. Однако талантливых инженеров не отпускали на свободу — они трудились на благо Родины в так называемых закрытых конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах. Простые осужденные работали на золотых приисках и лесоповалах, интеллигенция ковала научно-техническую базу победы советского народа в войне.

Поэтому и во время войны в СССР создавались реактивные двигатели, правда, они предназначались для будущих реактивных самолетов.

Черновой набросок ракетной конструкции, выполненный рукой С. П. Королева, 1944 год
Черновой набросок ракетной конструкции, выполненный рукой С. П. Королева, 1944 год

Однако Великая Отечественная война была слишком тяжелым испытанием, чтобы тратить много времени и сил на разработки, имевшие отдаленную перспективу, да и не могла страна потянуть огромные расходы на создание новой техники.

Именно поэтому первая баллистическая ракета, применявшаяся в реальных боях, была создана в Германии, а ядерная бомба — в США.

Тренировочная площадка, предназначенная для запуска «Фау-2». С. П. Королев второй слева, Германия, 1946 год
Тренировочная площадка, предназначенная для запуска «Фау-2». С. П. Королев второй слева, Германия, 1946 год
Ракета Р-1, созданная на основе «Фау-2»
Ракета Р-1, созданная на основе «Фау-2»

Когда война закончилась, большинство осужденных ученых было освобождено (Королев получил свободу в 1944-м). И уже в 1945-м правительство «вспомнило» о ракетостроении, видя в нем немалый военный потенциал. А спустя год в только что организованном НИИ-88 начались разработки первых баллистических ракет разного радиуса действия. Первой стала ракета Р-1, созданная на базе «Фау-2» (советская ракета была копией немецкой) и запущенная в 1948-м. Работами по постройке этой первой послевоенной ракеты, имевшей практическое назначение, руководил Сергей Павлович Королев.

Вплоть до 1956 года ученый создал несколько типов ракет, уже не имевших ничего общего с немецкими «Фау-2». Именно в эти годы проявились инженерный и организационный таланты Королева.

Он был генератором идей, благодаря которым и продвигалась вся работа, но конструктор не просто выдавал новые задумки, а реализовывал их на практике, стараясь добиться наилучшего результата.

Ракета Р-1Д, использовавшаяся для геофизических исследований в 1954 году
Ракета Р-1Д, использовавшаяся для геофизических исследований в 1954 году
Испытание ракетного двигателя
Испытание ракетного двигателя

За десятилетие до запуска первого искусственного спутника Земли под руководством Сергея Королева был создан тот самый пресловутый ракетно-ядерный щит нашей Родины. И в этом — основная заслуга конструктора и людей, работавших под его руководством. Лишь после того, как была решена главная военная задача по защите страны в разгоравшейся холодной войне, Королев приступил к реализации совершенно фантастической идеи — запуску в космос искусственного объекта.

Первый шаг в освоении космоса

Началом космической эры справедливо считается дата запуска первого искусственного спутника Земли — 4 октября 1957 года. Это был настоящий успех советской науки и техники, однако главные герои — ученые и конструкторы, в том числе и Королев — остались в тени. Стране незачем было разглашать имена людей, кующих ядерный щит Родины и создающих передовые военные технологии.

Выступление С. П. Королева на торжественном собрании в честь 100-летия К. Э. Циолковского, 17 сентября 1957 года
Выступление С. П. Королева на торжественном собрании в честь 100-летия К. Э. Циолковского, 17 сентября 1957 года

Мало кто знает, что путь в космос начался задолго до запуска ракеты с маленьким спутником-шариком, оповещавшим о своей большой победе слабым «бип-бип». Корни этой истории уходят в конструкторское бюро Сергея Павловича.

В середине 1950-х годов был создан целый ряд ракет, предназначенных специально для проведения геофизических исследований верхних слоев атмосферы. Если говорить конкретно, то эти ракеты поднимались на высоту до 100 км (иногда даже до 200 км), что на современном уровне считается суборбитальным полетом. То есть уже тогда несколько аппаратов «коснулось» космоса, однако у них не хватало скорости, чтобы стать искусственными спутниками нашей планеты.

Установка ракеты Р-5
Установка ракеты Р-5

Также в середине 1950-х годов в конструкторском бюро Королева началось создание баллистической ракеты, способной перенести тяжелый термоядерный заряд на другой континент. Проблема осложнялась тем, что все принципы ракетостроения, заложенные в предыдущие годы, не давали возможности решить эту сложнейшую техническую задачу.

И именно в эти годы Королевым был сделан главный шаг, на многие десятилетия определивший преимущество отечественной космонавтики и ракетных систем перед зарубежными (в первую очередь — американскими).

Что же сделал ученый-конструктор? На первый взгляд может показаться, что ничего особенного — он впервые применил выдвинутую еще Циолковским, а после разработанную Тихонравовым схему космического поезда, состоящего из нескольких ракет, работающих одновременно. Теперь вид знаменитых ракет-носителей «Союз», состоящих из одного центрального и четырех боковых блоков, кажется нам привычным, а более полувека назад такая конструкция стала революционной.

Ракетный двигатель РД-214 (1957 год)
Ракетный двигатель РД-214 (1957 год)

Так, к 1956 году была создана баллистическая ракета Р-7, которая успешно прошла испытания летом следующего года. И уже тогда стало ясно, что она сможет не только перенести термоядерный заряд на десяток тысяч километров, но и вывести небольшой груз на орбиту Земли. Это и было с успехом доказано 4 октября 1957 года, когда модернизированная баллистическая ракета Р-7 (ставшая ракетой-носителем «Спутник») вывела на орбиту спутник ПС-1 (ПС — простейший спутник) массой 83,6 кг. Такого успеха ракетостроение не знало больше никогда, точнее — до первого запуска в космос человека.

Созданием баллистических ракет Р-7 и запуском первого спутника была полностью доказана жизнеспособность идеи составных ракет. О важности и роли этого инженерного решения говорит хотя бы тот факт, что на протяжении еще полувека разрабатывались (да и разрабатываются сейчас) ракеты-носители пакетной схемы.

Мало того — даже современные «Союзы» являются потомками легендарной Р-7, что дает право говорить об огромном потенциале созданной Королевым ракеты.

Новость о том, что первый искусственный спутник Земли успешно выведен на орбиту, быстро облетела планету
Новость о том, что первый искусственный спутник Земли успешно выведен на орбиту, быстро облетела планету

Ракетостроение в современной космонавтике

После запуска первого спутника Сергей Павлович Королев с головой ушел в работу по космическим программам, среди которых были и пилотируемые полеты (первый совершен Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года), и запуски околоземных спутников, и исследование планет и околосолнечного пространства с помощью автоматических аппаратов.

Скульптура Королева с первым спутником. Дворец культуры МГТУ им. Н. Э. Баумана
Скульптура Королева с первым спутником. Дворец культуры МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сопла ракеты «Восток»
Сопла ракеты «Восток»

Все объекты выводились в космос с помощью ракет Королева, а работы по созданию аппаратов военного назначения велись уже другими конструкторами.

И нужно отметить, что с начала 1960-х годов и по настоящее время в ракетостроении практически не было создано ничего принципиально нового — все уже было придумано Королевым, Глушко и десятками других конструкторов, инженеров и ученых.

Напутствия С. П. Королева Ю. А. Гагарину перед стартом
Напутствия С. П. Королева Ю. А. Гагарину перед стартом
Старт космического корабля «Восток», Байконур, 12 апреля 1961 года
Старт космического корабля «Восток», Байконур, 12 апреля 1961 года

Плохо это или хорошо? На этот счет есть два абсолютно противоположных взгляда.

С одной стороны, нет нововведений, а на протяжении полувека ракетостроительная отрасль пользуется наработками и достижениями великих конструкторов и ученых. Даже кажущиеся фантастическими ионные двигатели были придуманы еще в середине прошлого века, то есть мы сейчас движемся по пути модернизации и постоянного усовершенствования уже созданных технологий.

На проводе у С. П. Королева — Ю. А. Гагарин
На проводе у С. П. Королева — Ю. А. Гагарин
Новая встреча С. П. Королева и Ю. А. Гагарина на Земле
Новая встреча С. П. Королева и Ю. А. Гагарина на Земле

А с другой стороны, это показывает, что работы Королева и всех основоположников ракетостроения имеют огромный потенциал, который не исчерпан и в наше время. Возможно, что в будущем (может быть, обозримом, а может, и далеком) будут изобретены принципиально новые средства перемещения в пространстве, однако сейчас невозможно представить другого метода подъема в космос и перемещения там, кроме как реактивного движения. Поэтому человечество еще долго будет пользоваться ракетами, разработанными русскими учеными.

Огромную ценность работ Королева показывает хотя бы эволюция ракетной техники с 1957 года и по наше время. Сначала была создана ракета Р-7, в 1957-м на ее основе была разработана ракета-носитель «Спутник». Через год все та же Р-7 стала базой для создания ракеты-носителя «Восток», на которой в космос летал Юрий Гагарин (эти ракеты, кстати, прослужили вплоть до 1991-го, выполняя военные и космические задачи). В 1963-м на базе ракеты «Восток» была создана ракета-носитель «Восход», то есть и она является прямым потомком Р-7. А ракета «Восход», в свою очередь, дала начало ракетам-носителям «Молния» и более известным «Союзам», находящимся в эксплуатации и в наше время.

Памятник Королеву и Гагарину в Таганроге
Памятник Королеву и Гагарину в Таганроге
Макет ракеты «Восток-1», ВДНХ, Москва
Макет ракеты «Восток-1», ВДНХ, Москва

То же самое можно сказать и о ракетных двигателях: мы до сих пор используем наработки Валентина Глушко и его команды.

Мало того, несколько лет назад большая партия ракетных двигателей еще советского производства была куплена американским аэрокосмическим агентством.

Памятник С. П. Королеву в Москве
Памятник С. П. Королеву в Москве

Это говорит об одном: в нашей стране была создана самая мощная ракетостроительная отрасль, которая после упадка 1990-х годов вновь набирает свою силу.

Ракетостроение сейчас существует в трех ипостасях — космической, геодезической и военной. В каждой из этих областей имеются свои конструкции аппаратов, решающих разные задачи. Мы прекрасно понимаем, что некоторые ракеты до сих пор еще служат тем самым ядерным щитом, какие-то выводят в космос спутники и пилотируемые аппараты, а какие-то используются для изучения нашей планеты. А основы для создания всех этих ракет были заложены Константином Эдуардовичем Циолковским и воплощены в жизнь Сергеем Павловичем Королевым. Хотя будет нечестно не вспомнить тех конструкторов, которые трудились над созданием ракетных двигателей, материалов, приборов, топлива и всего того, без чего невозможна никакая ракета.

Марки, выпущенные в честь академика С. П. Королева
Марки, выпущенные в честь академика С. П. Королева

Со времени появления и до наших дней ракетостроение было и остается одной из самых передовых отраслей промышленности. Однако это отнюдь не каприз ученых, конструкторов и правительства, а веление времени и потребность человечества — ведь без ракет мы никогда не достигли бы современного уровня научного и технического развития, в котором космос играет одну из ведущих ролей. А какой космос без ракет?..

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 года (12 января 1907 года) в Житомире. Его родители были учителями, после их развода в 1910 году жил с бабушкой и дедушкой.

Сергей Павлович Королев
Сергей Павлович Королев

В 1915 году начал учиться в подготовительном классе, а через два года поступил в одну из одесских гимназий. Нормальному обучению помешала начавшаяся революция, но будущий главный конструктор получил хорошее домашнее образование.

В 1921-м Королев увлекся авиацией. С 1923-го посещал планерный кружок, где не только летал, но и конструировал свои первые планеры.

В 1924-м поступил на механический факультет Киевского политехнического института, однако через два года перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана на более интересный ему аэромеханический факультет, который окончил в 1930-м. В 1931 году Королев был одним из основателей Группы изучения реактивного движения при ОСОАВИАХИМе (ГИРД). В эти годы в числе других ученых участвовал в создании ракетостроения.

В 1938 году был арестован, осужден на 10 лет и отправлен на Колыму, позже — на Дальний Восток. Через два года одаренного конструктора перевели в Москву в закрытое КБ Туполева. В 1942-м он попал в Казань, где в закрытом ОКБ-16 работал над реактивными двигателями.

В 1944 году с Королева сняли все обвинения, а уже после Победы от отправился в Германию, где изучал немецкие ракеты.

С 1946-го Королев работал над созданием баллистических ракет, закладывая основы ядерного щита, через десять лет возглавил отдельное ОКБ-1, которое занималось преимущественно космическими программами, в том числе запуском первого спутника в 1957-м и первого человека в космос в 1961-м.

Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 года, кремирован, захоронен в Кремлевской стене.




Поделиться ссылкой