Позитрон — новая загадка

Не прошло и нескольких месяцев, как открыли недостающую атомную массу — нейтрон, а на пороге появилась новая загадка. Ученые обнаружили первые свидетельства существования антивещества и в конце концов раскрыли ее.

Туманные следы показывают траектории электронов и позитронов
Туманные следы показывают траектории электронов и позитронов. Их траектории разделяются, поскольку магнитное поле внутри камеры Вильсона отклоняет эти частицы в противоположные стороны

В 1929 году исследователи научились регистрировать частицы, испускаемые при прохождении высокоэнергетических космических лучей через атмосферу. Среди известных они обнаружили странную частицу, похожую на электрон, только с положительным зарядом. Пророчество Поля Дирака о существовании антиматерии, сделанное год назад, не было до конца понято научным сообществом, и эта аномалия осталась без внимания. Но когда в 1932 году Карл Андерсон увидел аналогичную картину в своей конденсационной камере, он уже знал, свидетелем чего стал, и новую частицу назвал позитроном, сложив части слов «позитивный электрон».

Позитроны на нашей планете лишь гости из глубин космоса. Они образуются, когда массивные частицы — вероятно, атомные ядра — прилетают к нам из космического пространства почти со световыми скоростями и соударяются с молекулами газов в атмосфере. Такие столкновения происходят при достаточно высоких энергиях, чтобы частицы создавались не из других частиц, а из энергии. При этом вместе с позитроном выбрасывается целое семейство «экзотических» частиц, но на тот момент эти частицы еще не были открыты.