Конь — некий универсальный эпический образ, сопутствующий героям практически любых преданий. В древности это животное обожествлялось. В мифологии известны и крылатые кони, например Пегас, и лошади, сопровождающие колесницы богов Гелиоса, или Феба. Славяне верили, что четверка скакунов возит по небу Даждьбога. Русские богатыри тоже не могли обойтись без такого спутника.
В древности конница традиционно считалась козырем при ведении войн. У большинства русских богатырей, конечно же, были лошади.
Будучи символом добра, счастья и мудрости, конь также являлся и оберегом от злых сил. Это явно показано в самих былинах — нередко в случае опасности, при приближении к засаде или логову чудовища лошадь бьет копытом, а коли герой дремлет — громко ржет, чтобы разбудить хозяина.
Как и в случае с мечом-кладенцом, мало иметь доброго коня. Достойный скакун достается только такому же достойному воину. В качестве примера можно привести былину об Илье Муромце, который по совету странника, обзаводясь конем, должен пройти испытание. Как только богатырю удалось сесть на скакуна и усмирить его, тот навечно признал своего хозяина и служил ему верой и правдой. В сказании о Калине-царе именно благодаря своему четвероногому помощнику Илья выбирается из двух рытвин-ловушек. То, что они застревают в третьей, — показатель не оплошности лошади, а непреодолимости препятствия: богатырскому скакуну не по силам только невозможное.
Иную жизненную мудрость можно найти в былине о становлении Ильи Муромца как богатыря. Ему советуют самому вырастить для себя боевого товарища из малого жеребенка:
А корми его пшеницей да белояровой, А пои его да ключевой водой. Будет тебе конь да лошадь добрая, Еще добра-де лошадь богатырская.
Действительно, нет вернее и преданнее боевого товарища, чем выращенный своими руками конь. Такой помощник на всю жизнь будет другом хозяину. Между ними всегда царит идеальное взаимопонимание, а конь слушается малейшего движения руки богатыря или реагирует на смену интонации в голосе. В бою, когда все решают доли секунды, преданный, с полуслова понимающий скакун может спасти своему хозяину жизнь. С другой стороны, воин-воспитатель также дорог коню. Нет страшнее горя, чем разлука бое
вых товарищей. Подтверждение этому можно найти в еще одной былине об Илье:
Мы убьем его, пограбим-ко, С конем его разлучим-ко!
Заметьте, речь идет не о том, что доброго коня можно будет выгодно продать. Разлука со
скакуном является местью не менее страшной, чем убийство. Косвенно это подтверждают и слова Ильи Муромца, который собственную жизнь сравнивает с лошадью:
А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезжаю, А судьба для меня — за коня!