Былины и богатыри

Гусляры
Гусляры. В. М. Васнецов. 1899 г.

Былина — устный рассказ, который входит в русский народный эпос. Кроме того, былина — это еще и литературный жанр (как роман, сказка, басня, повесть). У такого произведения есть признаки, которые отличают его от других жанров литературы.

Былина — героический эпос русского народа. Почему героический? Потому что говорится в нем о великих богатырях (героях) древности. А слово «эпос» обозначает повествование, рассказ. Другими словами, былина — это история о подвигах славных богатырей. В основе ее сюжета лежит важное событие из истории Руси-матушки. Отечественные былины уникальны и необычны. Они особенно выделяются из других жанров литературы.

Термин «былина» стал официально использоваться в 1839 г. благодаря русскому фольклористу И. П. Сахарову. Ученый опирался на текст «Слова о полку Игореве», а точнее на фразу из данной летописи «по былинам». Сахаров объяснял ее как «согласно фактам».

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Как и откуда появились былины? Есть много мнений на этот счет.

По одной версии, считается, что у былин общие корни. Зародились такие песни-сказания в южной Руси. На север они попали тогда, когда туда начали переселяться народы. На юге же былины стали постепенно забываться. На это влияла история.

Другая версия говорит о том, что былины появились на Руси сразу во многих ее областях. Этот процесс был независимым.

Одна из наиболее правдоподобных теорий — третья. Она гласит: у каждой славянской народности был собственный эпос (киевский, новгородский, ростовский, черниговский и т. д.). Люди передавали сказания из уст в уста. Такая версия отвечает на два вопроса: почему у одного и того же сюжета есть несколько вариантов и почему киевская сторона побеждает не в каждой истории про богатырей (вспомним, например, сказание о Дюке Степановиче).

Как же происходил обмен сказаниями или, другими словами, как смешивались сюжеты? Все очень просто. Примерно в XIV–XV вв. Москва стала центром русского эпоса. В то же время предания собирались в основном в киевский цикл. Он по многим причинам больше всего повлиял на смешение сюжетов. Былины стали широко распространяться на Руси, ведь их часто исполняли музыканты, игравшие на гудках, и скоморохи. Эти выступления привлекали приезжих. Когда путешественники возвращались домой, они рассказывали об услышанном на родине.

СЮЖЕТЫ

Русский богатырь Святогор тянет суму переметную
Русский богатырь Святогор тянет суму переметную. И. В. Симаков. 1917 г.

До сих пор вопрос о разрозненности сюжетов славянских былин остается основным. Любой мировой эпос постепенно объединяет тексты в циклы. Как пример можно привести «Старшую Эдду», «Песнь о нибелунгах», «Шахнаме», «Махабхарату». Все они возникли из отдельных сказаний. Этим объясняются нестыковки в их повествовании.

Однако славянский эпос — исключение из этого правила. Он состоит из самостоятельных текстов и почти не связан единым сюжетом. Разве что несколько главных персонажей упоминаются в разных былинах. Но события одной из них никак не влияют на сюжет другой.

Есть версия, что отдельные сказания все же были собраны в эпосы. Такие циклы хранились певческими братчинами, или объединениями. Когда братчины перестали существовать, единая нить повествования потерялась. Исполнители не смогли полностью запомнить все сюжетные связки.

По другой версии, разрозненность славянских былин может быть лишь кажущейся. Неизвестно, сколько текстов сохранилось до наших дней. Вполне возможно, что когда-нибудь мы узнаем много нового о жизни полюбившихся героев, а их истории станут более взаимосвязанными.

В народе былину иногда называли «старинушкой», или «стариной», потому что любое такое предание повествовало о событиях прошлого.



Поделиться ссылкой