Садко, пожалуй, один из самых известных героев новгородского эпоса. Гусляр и купец, прославленный своими умом и хитростью, подобно греческому Одиссею. Впрочем, его подвиги не имели столь разрушительных масштабов.
Считается, что прообразом Садко был некий Сотко Сытинич, упоминаемый Новгородской летописью в XII в. Согласно истории, он строил местную церковь Бориса и Глеба. Имя его фигурировало и в песнях, и в сказаниях. Многие сюжетные ходы, использованные в былинах о новгородском гусляре, также можно считать заимствованными. Мотивы о спасении человека из океанской пучины, пленение Морским царём зачастую упоминались в ростовских и новгородских преданиях.
Некоторые именитые ученые проводят параллель между былинными сюжетами о Садко и действием старофранцузского романа. Здесь главный герой по имени Садок, защищая честь своей жены, убивает собственного шурина и сбегает с супругой на корабле. Когда на море поднимается шторм, капитан судна решает, что это кара грешникам.
Виновником объявляется Садок, который бросается в бушующие волны — и буря стихает. Вполне возможно, что такое сюжетное сходство означает независимое восхождение произведений к одному и тому же прообразу, еще более древнему. В свою очередь фольклористы находят своеобразное сходство русских былин о Садко и финских сказаний о певце Вейнемейнене. Он также попадает к Морскому царю, охочему до музыки.
Садко удивительно напоминает восточного героя Ходжу Насреддина. Конечно, говорить о заимствовании не приходится. Но сам факт того, что в каждом крупном эпосе наравне с силачами существовал персонаж, побеждающий благодаря своей хитрости, так или иначе, заслуживает внимания.
В соответствии с новгородским эпосом наиболее известными являются три сюжета, в которых Садко — главный герой. В зависимости от версии, они могут сливаться в один.
Бедный гусляр. Согласно общепринятому толкованию, записанному сказителем А. П. Сорокиным, Садко какое-то время был бедным гусляром. Кормился он тем, что зарабатывал, играя на инструменте на пирах. Когда за несколько дней не появилось ни одного приглашения, юноша ушел играть на пустой берег Ильмень-озера. Сладкозвучный мотив пришелся по нраву Морскому царю. Объявился властитель перед Садко и научил его побиться об заклад с богатейшими новгородскими купцами, что водится в озере рыба о золотых перьях. Конечно же, спор был выигран — музыкант разбогател и стал удачливым купцом.
Былина существует в двух версиях. Согласно наиболее распространенной из них, Садко похвастался, что в течение трех дней будет скупать все товары, выставленные на продажу в Новгороде. На третьи сутки его мошна поистощилась, пришлось признать, что город богаче купца. По другой версии Садко выигрывает спор и за три дня скупает абсолютно все товары, даже битые горшки.
Садко и пленение Морским царём. Самая разнообразная по трактовкам былина, которая рассказывает о том, как, поплыв через море торговать, Садко с флотом в 30 судов попадает в шторм. Догадавшись, что Морской царь требует дани, бывший гусляр бросает в воду золото, серебро и жемчуга, но буря не утихает. Тогда он понимает, что владыка требует «живой головы в сине море». Садко предлагает своим дружинникам бросить жребий. Вышло, что пожертвовать свою душу должен сам купец.
Прихватив с собой гусли, опускается он в воды на дубовой доске. В тот же миг буря стихает, корабли продолжают свой путь. Музыкант засыпает и пробуждается уже в богатых палатах Морского царя, который желает слушать некогда полюбившуюся ему мелодию.
Под эту музыку владыка водной стихии пускается в пляс, да столь буйно, что в волнующемся море тонут корабли и гибнут люди. Дальнейшее развитие сюжета разнится. Согласно наиболее известной версии, на молитвы тонущих моряков откликнулся сам святой Николай. Он научил Садко оборвать струны гуслей, чтобы прервать смертоубийственную пляску, а затем, когда Морской царь предложит герою в жены одну из своих дочерей, выбрать девицу Чернавушку, последнюю из 900 придонных красавиц.
Наутро после свадебного пира Садко проснулся на берегу реки Чернавы, неподалеку от Новгорода, и увидел, как к берегу подплывают его корабли. В благодарность за спасение он построил церковь Святого Николая. В море же выходить более никогда не отваживался.
Менее распространенные версии относят спасение Садко к заслугам Поддонной царицы — супруги властителя всех вод.
Интересна и переработка былины А. К. Толстым. Садко сам принимается играть на гуслях все ожесточеннее и ожесточеннее, гневаясь из-за того, что Морской царь не хочет его отпустить. А струны рвет совершенно случайно — в порыве чувств. Осерчавший владыка всех вод сам вышвыривает музыканта обратно в Новгород, где тот рассказывает о своих приключениях, но, увы, ему никто не верит.