Соловей-разбойник

Соловей-разбойник. А. В. Красников, А. Н. Жалибо
Соловей-разбойник. А. В. Красников, А. Н. Жалибо

Соловей-разбойник — один из самых могучих злодеев русского былинного эпоса. Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников. Илья Муромец изловил лиходея, отвез к князю Владимиру в Киев, а затем предал смерти на Куликовом поле.

Традиционно Соловей изображается разбойником с восточной внешностью. Мы с детства увязываем его прозвище со способностью оглушительно свистеть. Действительно, посвист ассоциируется с птицами. Но достаточно вспомнить, как поет соловей, и тотчас возникает вопрос: за что разбойник получил свое прозвище? И был ли вообще человеком Соловей, Одихмантьев сын?

На самом деле, согласно былинному эпосу, отчеств у Соловья много. Среди самых распространенных — Одихмантьевич, Ахматович и Рахматович.

Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. С одной стороны, эта идея хорошо вписывается в традицию эпоса. Природа зла должна быть иной по происхождению, в сравнении с природой доб ра. Это и воплотилось в образах богатырей, полениц и др.

Иное дело чудовище. Оно злобно по сути своей. Оно чуждо по форме своей. В когтях и крыльях, жутком облике отображались внутренние качества: злобность, ярость, кровожадность. Другая гипотеза ученых — идея происхождения имени Соловей от имени царя Соломона. Но данная версия была наголову разбита другими исследователями. Поэтому неясно, стоит ли рассматривать всерьез такую теорию.

Куда более подробна и обоснована следующая гипотеза: аналогия между Соловьём-разбойником и героями иранской мифологии. Например, в ней упоминались богатыри Керсарг и Аулад, а также птица Симург и Белое Диво. Теория подкрепляется тем, что Соловья-Разбойника часто изображали похожим на турка.

Впрочем, существует и немало иных идей. Например, образ Соловья сравнивали с германским Зигурдом и летописным разбойником Могутой.

Знатоки русского народного быта вообще считали, что былинный образ Соловья имеет вполне реальную историческую подоплеку. Якобы во времена князя Владимира в лесах вполне мог укрыться языческий жрец, наводивший ужас на всю округу своим «колдовством». И против него действительно могли послать Илью Муромца.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. Лубок. XVIII в.
Илья Муромец и Соловей-разбойник. Лубок. XVIII в.

ОТ МИФА К ИСТОРИИ

Наиболее реальной считается теория о том, что ни на каком дереве Соловей не гнездился. Он был обычным князем, правившим землями близ Киевского государства. Не исключено, что он облагал путешественников данью. За это князь Владимир, стремившийся быть единым хозяином русских земель, отправил на борьбу с ним Илью Муромца.

В целом же, увы, ясности в отношении образа Соловья пока нет. Слишком мало о нем известно. Вполне возможно, некогда разбойник являлся вполне конкретным отрицательным персонажем. Но летописи, в которых подробно рассказывалось о нем, просто не дошли до наших дней.

БЫЛИННОЕ ЗЛОДЕЙСТВО

Итак, согласно наиболее распространенным версиям, Соловей представлял собой разбойника, грабившего, а иногда и убивавшего путников ради наживы. Дела свои черные он творил уже 30 лет, не пропуская ни конного, ни пешего. И неизвестно, сколько бы еще продолжались злодейства, если бы не поехал черниговской дорогой до Киева богатырь Илья Муромец.

В отличие от многих других отрицательных персонажей русского эпоса (Змея Горыныча или Чуда-Юда), Соловей-разбойник — человек семейный. В былине, когда Илья Муромец провозит пленника мимо его гнезда, то «несчастного» замечают родные дочери. Причем по непонятной причине они воспринимают картину с точностью до наоборот. Девицы считают, что это Соловей поймал какого-то «мужичищу-деревенщину», и только младшая дочь видит, что отец в плену. После этого женщины подговаривают своих мужей убить Илью Муромца.

Соловей-разбойник решил взять богатыря хитростью. Он уговорил своих зятьев встретить Илью теплом да лаской, угощать его «ествушкой сахарною», поить «питьецом медвяным» и вручать дары драгоценные. В былине не говорится напрямую о каких-либо зловредных планах Соловья относительно Ильи. Но все же мало верится в то, что злодей рассчитывал просто откупиться и добыть себе свободу дорогими подарками. Скорее всего, богатыря попытались бы убить, когда он уснет сладким сном после сытного угощения. Получается, прав был Муромец, что не послушал посулов сказочных, а поехал прямиком в Киев-град.




Поделиться ссылкой