Эпоха Шан (Инь)

Китайская традиция о Шан (Инь)

Чэн-тан
Чэн-тан — основатель первой исторической династии Шан

Название государства Шан (Инь; 1600— 1046 гг. до н. э.) состоит из двух отдельных терминов: само названия основавшей его народности (шанцы) и названия его последней столицы (город Инь).

Древнекитайские историки возводят родословную правящего дома шанцев к сыну совершенно мудрого государя Гао-синя по имени Се. Утверждают, что он появился на свет в результате чудесного вмешательства высших сил. Сыма Цянь рассказывает об этом так: «Мать иньского Се звали Цзянь-ди, она была второй женой императора Ку. Как-то три женщины отправились купаться и увидели, как пролетевшая ласточка уронила яйцо. Цзянь-ди взяла его и проглотила, вслед за чем понесла и родила Се». Когда Се вырос, он стал Добродетельным и умелым государственным деятелем и получил в награду за свои деяния владение в местности Шан (предположительно в восточной части провинции Хэнань).

Основателем государства Шан-Инь стал дальний потомок Се — Чэн-тан (У-тан). Ранее бывший вассалом Ся, он возглавил политическую и военную оппозицию последнему сяскому правителю — «тирану Цзе» и, разгромив его армии, вступил на трон. После благополучного царствования самого Чэн-тана и восьми поколений его потомков страна оказалась в кризисном положении из-за нравственной деградации царей (так переводится титул древнекитайских правителей ван). «Со времён Чжу-дина нарушили законное наследование и вместо этого возводили на престол младших братьев и их сыновей. Некоторые младшие братья и сыновья боролись друг с другом за власть. Дошло до того, что на протяжении девяти поколений продолжались смуты», — пишет об этом периоде истории Шан Сыма Цянь, перенося на него более позднюю систему престолонаследия и этические установки.

В середине XIV в. до н. э. к власти пришёл 19-й царь иньской династии — Пань-гэн (1300—1251 гг. до н. э.). Дабы вывести страну из кризиса, он решил не просто утвердить новую столицу — город Инь, но и построить её в совершенно новом месте. Все прежние города располагались в правобережной зоне Хуанхэ. Инь возвели в левобережной части и далеко к северу от реки. Этой акции в китайской историографии придавалось настолько принципиальное значение, что, исходя из неё, иньскую эпоху стало принято разделять на два самостоятельных периода — Ранняя Инь (Шан) и Поздняя Инь (собственно Инь).

Своего высшего расцвета иньское государство достигло при царе У-дине (1250—1192 гг. до н. э.; племянник Пань-гэна и 21 -й царь династии). А погибло оно вновь по вине царя-тирана — Чжоу-синя (Ди-синь; 1075—1046 гг. до н. э.).

Научные знания об истории Шан

Ритуальный бронзовый сосуд. Эпоха Шан
Ритуальный бронзовый сосуд. Эпоха Шан

Почти все письменные сведения о Шан так или иначе подтвердились археологическими материалами. Главный памятник раннеиньского периода — городище Эрлиган (на территории юго-восточной части города Чжэнчжоу). Время его постройки совпадает с возведением Чэн таном первой столицы основанного государства. Недалеко от Эрлигана находились ещё два укреплённых города. Такая концентрация городов-крепостей была обусловлена, скорее всего, страхом шанцев перед покорёнными ими народами. Одновременно раннеиньские города свидетельствуют о качественно новой вехе в истории китайского градостроения. Аналогичные изменения претерпело и бронзолитейное производство. Ассортимент изделий намного увеличился, качество их резко возросло. Будь шанцы недавними кочевниками или основанное ими государство некой примитивной политической структурой, вряд ли были бы достигнуты столь быстрые новации в строительстве и ремесленной деятельности. Ещё больший интерес представляют памятники, расположенные на значительном удалении (400 км и более) к югу и северо-востоку от Эрлигана. По всей вероятности, то были административные центры владений, подчинявшихся иньским царям.

Социально-политическое устройство

Позднеиньское государство управлялось централизованно и по социальной структуре было жёстко иерархическим. Вершину пирамиды занимало правящее семейство — «клан царей» (ван цзу). Из него только и мог происходить правящий государь. Царь совмещал функции политического, военного и духовного лидера страны. Самостоятельное жреческое сословие в Китае так и не появилось либо же осталось в зародышевом состоянии. Все типично жреческие для других регионов Древнего мира обязанности, прежде всего интеллектуальные занятия (ведение записей, разработка религиозно-идеологических систем) и проведение ритуальных акций, исполнялись лично государем. В них участвовали также лица из его окружения. Ядро знати составляли главы территориально-административных единиц — «владетельные особы» (чжухоу). Всего в позднеиньское государство входило 25 таких регионов. Как именно они образовались, были такие владения наследственными или «владетельные особы» назначались царём, неясно.

«Владетельные особы» имели советников и помощников из числа ближайших родственников и доверенных лиц. В руках этих правителей была сосредоточена административная, судебная и военная власть на подведомственных территориях; располагали они и собственными дружинами. Существует точка зрения, что независимо от того, как сложилась подобная административно-территориальная система, она отдалённо напоминает феодальную, принятую в средневековой Европе систему. А отношения между «владетельными особами» и царём близки по типу к модели «сюзерен (господин) — вассал».

Нефритовая статуэтка ритуального характера в виде коленопреклонённой женщины. Эпоха Шан
Нефритовая статуэтка ритуального характера в виде коленопреклонённой женщины. Эпоха Шан

Кроме чжухоу в высшие круги иньского общества входили люди, имевшие титулы или звания. Согласно рангу, члены элиты исполняли определённые военные (командный состав) и гражданские руководящие функции, а также занимали место в свите царя либо в управленческих структурах при его персоне. Низовое звено социальной элиты и одновременно административных органов составляли писцы (ши). Они непосредственно занимались административной деятельностью. Именно они подготавливали гадательные кости и, возможно, вели всю прочую казённую документацию. Таким образом, обозначилось формирование административно-бюрократического аппарата и обслуживающего его социального слоя — «служилых дворян» и чиновничества.

Вслед за элитой на социальной пирамиде располагались сословные группы ремесленников и воинов. Оба этих занятия превратились в профессии. При Поздней Инь существовала целая сеть государственных (казённых) мастерских. Отдельно выделяются гончарные, камнерезные промыслы, а также бронзолитейные производственные центры. Литьё из бронзы в Поздней Инь уже достигло такой степени технологической сложности, что оно разбивалось на несколько относительно самостоятельных операций. Каждая требовала координированного труда сотен хорошо обученных мастеров.

В казённых мастерских делались кухонная (для приготовления пищи), столовая (пиршественная) утварь, украшения, одежда — словом, все предметы, которые были необходимы для жизни царской семьи, а также оружие. Работу мастерских контролировало специальное государственное ведомство. Возможно, аналогичные ремесленные центры существовали и при дворах «владетельных особ».

Вооружённые силы страны состояли из правительственной армии и дружин «владетельных особ», в случае необходимости приходивших на помощь вану. Правительственную армию образовывали три воинских соединения — «три дивизии» (сань ши). О её численном составе можно судить по сообщениям: в одном походе принимали участие до 13 тыс. солдат. Есть также упоминания о том, что иньские воины проходили специальную подготовку.

Ритуальный бронзовый топор. Эпоха Шан
Ритуальный бронзовый топор. Эпоха Шан

Основание социальной пирамиды составлял «простой народ» (чжун), т. е. землепользователи. Сведения о жизни простолюдинов, равно как и о хозяйственно-экономическом укладе позднеиньского общества, крайне скудны. Вероятно, сельское население состояло из свободных общинников-земледельцев. Иньская сельская община — патронимия (от греч. «патер» — «отец» и «онима» — «имя») представляла собой объединение семей и кланов, происходивших от общего предка. Судя по сведениям, известным для чуть более поздних времён, такая община делилась на две возрастные категории. Это «отцы — старшие братья» (фу сюн) и «сыновья — младшие братья» (цзы ди). Представители первой категории, как правило, являлись главами больших семей, ко второй группе относилось всё молодое население. Женатые «сыновья — младшие братья» образовывали малые семьи, которые оставались в составе большой семьи. Все представители второй возрастной категории обязывались почитать «отцов — старших братьев». Кланы и семьи, входившие в одну патронимию, проживали вместе и могли занимать несколько селений. В иньскую эпоху патронимическое устройство было тесно связано с религиозными представлениями, восходившими к древнейшим верованиям. Предок сельской общины почитался и духом-покровителем местности, где она обитала.

Принципы такой патриархально-клановой организации сохранялись в китайском обществе и в дальнейшем, причём не только в деревнях. Частично черты уклада (сохранение семейных связей, признание авторитета старшего поколения) были перенесены и на все другие социальные сословия и группы: аристократию, чиновничество, купечество и ремесленников.

Руководство хозяйственной деятельностью и общественной жизнью патронимии осуществляли старейшины, которые, возможно, избирались из глав отдельных больших семей. Они же служили посредниками между общиной и «владетельными особами». Обрабатываемые земли принадлежали всей патронимии и подразделялись на надельные и общественные. Надельные земли находились в пользовании отдельных семей, использовавших полученный урожай в своих нуждах. Общественные земли обрабатывались сообща членами общины. Урожай с них шёл на её коллективные нужды. Так как собственником всех земельных угодий, скорее всего, считался сам царь, патронимические общины были своего рода арендаторами. Они расплачивались за пользование землёй продукцией в виде дани. Часть дани посылалась прямо ко двору, часть полагалась «владетельным особам». Помимо собственно сельскохозяйственной продукции в дань могли входить охотничьи трофеи и изделия ремесленников.

Производство шёлка
Производство шёлка. Книжная иллюстрация

Некоторые китайские ремёсла отличались сложным технологическим циклом. К таким промыслам относилось шёлкоткацкое производство. Основу его составляло шелководство, включавшее разведение тутовника и бабочек шелкопряда, выращивание гусениц, получение коконов и нитей, а также их первичную обработку. Всем этим (по опыту последующих эпох, который подробно описывается в текстах) занимались определённые крестьянские хозяйства. Готовые нити поступали в распоряжение других хозяйственных центров, где производилась дальнейшая обработка сырья (окраска, подготовка к ткачеству). Следовательно, и в позднеиньский период должны были существовать сельские общины, занимавшиеся преимущественно не аграрной, а ремесленно-сырьевой деятельностью и выплачивавшие соответствующую дань. Уже в иньскую эпоху аграрный сектор должен был выйти за рамки натурального хозяйствования. Крестьянские хозяйства производили не только продовольствие, но предметы повседневного использования, орудия труда. Между сельскими общинами, специализировавшимися в различных видах сельскохозяйственной и ремесленно-сырьевой деятельности, не мог не возникнуть товарообмен. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в «Книге документов» 0 том, что «шанцы отправлялись со своими повозками и быками в дальние земли и обменивали товары». Приведённая цитата косвенно указывает и на уровень зажиточности иньского сельского населения. Сельские общины располагали собственными транспортными средствами и тягловыми животными. После выплаты дани у крестьян оставалось для обмена весьма внушительное количество сельскохозяйственной продукции.

Низовое население страны исполняло и другие повинности. Сельские общины должны были посылать людей для проведения тех или иных работ, например по возведению дворцов и храмов, прокладыванию дорог. Распределением повинностей по отдельным семьям ведали старейшины. Общая ответственность за набор нужного числа людей, их доставку к месту работ возлагалась на «владетельных особ».

Помимо перераспределения материальных благ и контроля над вооружёнными силами и ремесленной деятельностью верховные власти руководили и сельским хозяйством. Возможно, сельскохозяйственные работы проводились по приказу свыше и в точно указанные сроки.

Таким образом, позднеиньское государство по характеру социально-политической организации (строгая иерархическая система) и степени централизации верховной власти приближалось к империи в том виде, в каком китайская имперская государственность утвердилась впоследствии.

Шан глазами последующих поколений

В последующих китайских историографических сочинениях и сочинениях на экономические темы неоднократно воссоздаются картины жизни иньского общества в пору расцвета государства. В них выражены представления китайцев об идеальном общественно-экономическом устройстве. «Правители полагались на пользу, приносимую Землёй и Небом, распоряжались богатствами гор и морей. Каждый имел пахотное поле в 100 му, платил налог в 1/10 часть урожая. Собственноручно сея хлеб в течение девяти лет, каждый получал запасы зерна на три года вперёд, что позволяло растить младенцев и кормить стариков. Правители, используя народ, получали средства для обеспечения государства. Дворцы и дома имели определённые размеры... Родовые владения знати были богаты, в стране царило изобилие. Пострадавших спасали от бедственных засух и наводнений, попавшим в беду оказывали помощь на суше и море...» («Записи о продовольствии и ценностях»).

Соседние народности

В пору высшего расцвета позднеиньское государство занимало огромную территорию. На севере оно простиралось почти до Внутренней Монголии, на северо-востоке — до района Пекина, на востоке — до восточной окраины Шаньдунского полуострова, на юге уходило далеко за Янцзы (примерно до середины провинции Хунань), на юго-западе приближалось к Сычуаньской котловине, а на западе — к Тибето-Цинхайскому нагорью.

На других землях, входящих ныне в географию современного Китая и находившихся в непосредственной близости от границ Инь, обитало множество других народностей, которые неизменно обозначаются в древнекитайских источниках как «варвары». В общей сложности перечисляется около 50 «варварских» соседей Инь.

Провинция Шэньси
Провинция Шэньси

Веским доказательством связей Инь с внешним миром служит колесничный транспорт. По основным параметрам эти повозки совпадают с колёсными экипажами ближневосточного и средиземноморского центров цивилизаций. Поэтому в современных исследованиях преобладает точка зрения, что колесничный транспорт проник в Китай извне. Таким образом, вопреки распространённому мнению о многовековой изоляции Китая, выясняется, что уже Иньское государство активно контактировало не только с ближайшими соседями, но и с удалёнными от него народностями, причём китайцы были способны усваивать чужеземные культурные влияния.

Военные конфликты позднеиньского государства с соседями, какими бы жестокими и кровопролитными они ни были, до определённого срока не подвергали серьёзным угрозам его бытие. Всё изменилось с появлением на китайской политической арене народности, именовавшей себя чжоусцами. В середине XI в. до н. э. (по новейшим хронологическим данным, в 1046 г. до н. э.) чжоусцы завоевали Инь и основали собственное государство — Чжоу.




Поделиться ссылкой