Период весен и осеней

После событий 770—770 гг. до н. э. царский двор во главе с новым государем (Пин-ван; 771—720 гг. до н. э.) бежал на восток и обосновался в городе Лои (на месте современного Ло-яна). Но ни этот государь, ни его преемники не смогли вернуть правящей династии былой авторитет. По словам Сыма Цяня, «чжоуский дом окончательно ослабел, сильные князья присоединяли к себе земли слабых».

Вопреки приведённому утверждению, «сильные князья» попытались спасти правящий режим и хотя бы видимость централизованной государственности. Они создали коллегиальную систему управления страной — «систему гегемонов». Как «гегемон» (термин греческого происхождения, обозначающий руководителя или вождя) принято переводить собственно китайский термин «ба». Считается, что данную форму власти ввёл правитель княжества Ци — Хуань-гун (685—643 гг. до н. э).

Система «князей-гегемонов»

Князь Ци — Хуань-гун предложил регулярно созывать собрания князей всех рангов. На таких съездах они бы совместными усилиями разрабатывали способы политического и экономического взаимодействия, координировали военные акции в защиту чжоуского мира от «варваров» и решали текущие спорные вопросы. Руководство собраниями и контроль за исполнением принятых на них решений должен был осуществлять самый уважаемый из князей — «князь-гегемон» (ба). Право назначать этого князя оставалось за царём. Следовательно, в идеале статус гегемона надлежало получать не в результате военных баталий, а из рук царя и за заслуги перед государством и троном.

В действительности всё было не так «Гегемонами» становились князья, добывшие лидерство военным путём и дипломатическими ухищрениями, как это и произошло с самим Хуаньгуном, ставшим (667 г. до н. э.) первым князем-ба. До этого он наглядно продемонстрировал военную мощь своего княжества, захватив 35 соседних владений.

Если же в какой-то момент признанного лидера среди князей не находилось, работа всей системы приостанавливалась. Место «гегемона» пустовало, собрания князей не созывались. Тем не менее «система гегемонов» стала на какое-то время действенным средством для поддержания авторитета правящей династии. Она позволяла сдерживать региональные конфликты и налаживать межгосударственные связи. К тому же эта система открывала доступ к участию в общегосударственных делах правителям слабых княжеств и нечжоуских царств. Им предлагалось сотрудничество вместо военной конфронтации.

Воины на берегах Янцзы

Действенность «системы гегемонов» в скором времени испытало на себе царство Чу. В середине VII в. до н. э., в очередной раз выступив против Чжоу, оно потерпело серьёзное военное поражение и было вынуждено присоединиться к созванному по этому поводу собранию князей. Тем самым оно признало вассальную зависимость от чжоуского правящего дома. В VIII в. до н. э. в районах нижнего течения Янцзы появились ещё два царства — У и Юэ. Непонятно, когда именно и как они превратились в государственные образования с солидной экономической базой и мощными вооружёнными силами.

В V в. до н. э. царство У, открыто выступившее на стороне Чжоу и античуской коалиции, нанесло сокрушительный удар по Чу. В пяти битвах подряд чуские армии терпели поражение. От окончательного разгрома Чу спасло лишь вмешательство Юэ. Оно позарилось на богатейшие и плодороднейшие рисоводческие районы дельты реки Янцзы и напало на соседнее У. Противоборство У и Юэ продолжалось почти на протяжении нескольких последующих десятилетий. Пока юго-восточные царства боролись друг с другом, Чу накапливало силы для реванша. В 43 3 г. до н. э. оно покорило Юэ, став отныне единоличным властителем всех регионов среднего и нижнего течения Янцзы.

Претензии правителей царств У и Юэ на статус ба доказывают, что «систему гегемонов» ничто не могло защитить от произвола отдельных лиц и исторических случайностей. Но не этот изъян привёл к её крушению. Она изжила себя по причине радикальных экономических и социально-политических перемен.

Социльно-политическое устройство

Процессы, о которых пойдёт речь, не ограничиваются только периодом Вёсен и осеней. Они вступили в силу ещё в конце западночжоуской эпохи и продолжались в период Борющихся царств.

Перерастание «гарнизонных владений» в княжества происходило в целом по общей схеме. По мере присоединения к себе новых земель и включения в свой состав «варварского» населения князья всё острее ощущали нерешённые управленческие проблемы. Справиться с задачей можно было, лишь создав эффективную администрацию. Там следовало работать людям, которые обладали бы соответствующими способностями и знаниями, а не отпрыскам «владетельных особ». Началось формирование бюрократических структур и чиновничьего аппарата. При назначении «министров» выбор производился исходя из деловых качеств человека, а не его родственных связей. Чиновники-управленцы (служилые), большую часть которых составляли ши, получили доступ не только к руководящим постам, но и к материальным ресурсам. Политические и имущественные позиции региональных руководителей усиливались. Потомственная аристократия неумолимо утрачивала властные рычаги. Постепенно чжоуское общество стало административно-бюрократическим.

Хозяйственное развитие

Семена сои
Семена сои

Военные нужды заставляли князей пополнять войско за счёт крестьянского населения, которое раньше никогда не привлекалось на военную службу. Уход молодых и самых работоспособных мужчин подрывал уклад патронимии. Сельские общины распадались на более мелкие семейные группы. Поэтому требовалась радикальная перестройка системы получения с крестьянства налоговых выплат на содержание госаппарата. В самом конце V I в. до н. э. в хозяйственно-экономической жизни произошло поистине революционное событие: был введён фиксированный налог на землю. Налог выплачивался натуральной продукцией и составлял определённый процент собранного урожая. Родиной земельного налогообложения стало княжество Лу, откуда новшество восприняла администрация Ци.

Настоящая революция произошла и в самом сельском хозяйстве. На протяжении одного-двух столетий коренным образом изменилась техника и технология земледелия. В широкую практику вошли селекция зерновых культур, употребление органических и неорганических удобрений. Всё более активно использовалась мускульная сила домашних животных. Осваивались новые сельскохозяйственные культуры, в первую очередь бобовые (бобы, соя), заимствованные у «варварских» народностей.

Хотя налоги на землю достигали 20 % собранного урожая, произведённой продукции уже хватало для товарообменных операций. Определяющую роль в дальнейшей эволюции всей хозяйственно-экономической жизни страны сыграло становление чёрной металлургии. Теперь ремесленное производство снабжало качественно новыми — железными — орудиями труда.

Ввиду технологической сложности многих китайских ремёсел (включая шёлкоткачество) они перерастали в масштабные производства, объединявшие мастерские и подсобные хозяйства. Занятое в них население превращалось в относительно самостоятельную социальную прослойку. Всё это влекло за собой развитие торговли и установление товарно-денежных отношений. Денежные знаки — монеты появились в Древнем Китае в VIII—VII вв. до н. э.

Утверждение товарно-денежных отношений вело к возникновению новой самостоятельной прослойки — купечества. Первоначально его составляли лица, занимавшиеся товарообменными операциями ещё в конце западночжоуского периода. А уже к периоду Вёсен и осеней торговцы превратились в настолько влиятельные фигуры, что князья были вынуждены заключать с ними специальные соглашения. Вот, например, как описывается одно из таких соглашений в «Цзо чжуань». Князь обещал торговцам: «Если вы не будете строить козни против меня, я не буду вмешиваться в ваши торговые дела... Вы можете получать доходы с рынков и от продажи драгоценных вещей, не ставя меня в известность».

Бронзовая статуэтка тигра
Бронзовая статуэтка тигра. Восточное Чжоу. Период Вёсен и осеней

Развитие торговли и товарно-денежных отношений стимулировало рост городов. Если на протяжении позднеиньского и раннечжоуского периодов существовало в общей сложности чуть более 160 городов, то с VII по III в. до н. э. выросло 565 новых городов. Некоторые из них вмещали в себя до 300 тыс. жителей. Из места проживания войск древнекитайские города превратились в торгово-ремесленные центры. Ремесленники вместе с торговцами — в текстах они по-прежнему обозначаются как «столичные (городские) люди» (го жэнь) — приобретали всё большее политическое влияние. Их изначальная организация по профессиональному признаку дополнилась структурами самоуправления с выборными главами.

Высшим проявлением политической активности и значимости го жэнь стали собрания их делегатов при дворах правителей, созывавшиеся по инициативе властей. На таких собраниях обсуждались, помимо прочего, вопросы заключения дипломатических и военных союзов.

Однако, приобретя безусловный политический авторитет, го жэнь так и не получили политической самостоятельности. Чаще всего они играли лишь роль сторонников тех или иных сил. Всё это предопределило дальнейшую судьбу купечества и ремесленников в китайском обществе, их полное подчинение государству.

Когда именно произошло юридическое признание частной собственности на землю и признание права её купли-продажи, не известно. Возможно, данные процессы шли стихийно. Разорившиеся крестьянские семьи продавали участки более удачливым соседям, разбогатевшим торговцам и ремесленникам, а также представителям чиновничества. В сельской среде появилось зажиточное крестьянство (удар по патриархально-клановым устоям), на более высоком социальном уровне — богатые землевладельцы.

Итак, к концу периода Вёсен и осеней в древнекитайском обществе выделились три новых социальных слоя. Это чиновники, ремесленники и торговцы, дополненные группами зажиточного крестьянства и богатых землевладельцев. У представителей всех этих слоёв и групп были собственные политические и экономические интересы.

Нельзя было проводить осознанную и последовательную экономическую политику без попыток понять природу, закономерности всё более сложного хозяйственно-экономического бытия. Так в царстве Ци возникли экономическая мысль и теории хозяйствования.

Итак, за период Вёсен и осеней сильнейшие княжества чжоуского Китая трансформировались в полностью самостоятельные царства. Они опирались на разветвлённую административно-бюрократическую структуру и стремились к централизованной форме правления — сосредоточению в руках правителя всей полноты власти.

Но почему в Древнем Китае столь сильным оказалось стремление к воссозданию централизованной государственности? Во-первых, к тому моменту в стране сложился относительно однородный этнокультурный комплекс и жители всех царство сознавали своё единство. Даже царство Чу, сохраняя самобытность, уже явно ощущало себя частицей «обще-китайского» мира. Во-вторых, естественно-экологические условия обитания древних китайцев по-прежнему требовали от людей коллективных усилий ради выживания. Политическое единство и общность хозяйственно-экономической деятельности служили гарантией дальнейшего существования народа. В-третьих, в сознании древних китайцев уже прочно закрепилась картина мира, в которой весь космический порядок рисовался зависящим от человеческой деятельности и от правителя непосредственно.




Поделиться ссылкой