Во власти «Ветра и потока»

Трагические события, непрерывно сотрясавшие общество на протяжении вот уже более 100 лет, сказались на психологическом состоянии людей. Никто из аристократов и чиновников (о настроениях простого народа можно лишь догадываться) не знал, что ждёт его завтра: стремительный карьерный взлёт или опала. Да и наступит ли оно, это завтра? Всякий и в любой момент мог пасть в сражении, быть убитым своим же недавним соратником или подчинённым, предан казни. Одновременно нарастало разочарование в идеалах имперского порядка, действенности каких-то бы то ни было морально-этических устоев, личных усилий, направленных на изменение общества. Трагичность мировосприятия и поиски хоть какой-то жизненной опоры привели к возникновению одного из интереснейших явлений китайской культуры — Фэнлю — «Ветер и поток».

«Ветер и поток» опирается на древние даосские идеи. Ветер служит олицетворением спонтанности, непредсказуемости и неуправляемости природных стихий и космических процессов, а также воплощением бытия человека, следующего принципам естественности. Вода, будучи самой мягкой и слабой природной сущностью, не знает себе равных в способности преодоления сколь угодно твёрдого и крепкого, любых преград и препятствий и, одолевая их, способствует обновлению мироздания.

Идеологи Фэнлю довели до логического завершения даосские положения о внутренней свободе личности и её интуитивном постижении Космоса. Был предложен новый для китайской культуры идеал личности — «настоящий» («совершенный») или «великий человек» (чжэнь-жэнь, да-жэнь). Он решительно отвергает любые принятые в человеческом обществе правила, руководствуется исключительно «космическими ритмами». Конкретное воплощение этот идеал личности находит в образе «славного мужа» (мин-ши). Как «славные мужи» почитаются многие исторические лица второй половины III в. Обязательными качествами «славного мужа» считались демонстративное равнодушие к материальным благам и карьерному успеху, пренебрежение своими семейными и служебными обязанностями, рафинированность и нарочитая экстравагантность внешнего вида и поступков, служившая выражением внутренней свободы. Вызывающие поступки нередко оборачивались откровенно антиобщественными (в прямом смысле этого слова) акциями. «Славный муж» мог, например, развесить для просушки нательное бельё на пути процессии, идущей в храм, надерзить вышестоящему лицу, выпить вино, предназначавшееся для жертвоприношения предкам.

Употреблению алкоголя в «Ветре и потоке» придавалось особое значение. С точки зрения «славных мужей», вино может притуплять рассудочную и эмоциональную деятельность человека, позволяя ему абстрагироваться от происходящего, достигать состояния «внутренней бесстрастности» и «слияния с Дао».




Поделиться ссылкой