Дороги и путешественники

дороги древнего рима
В мирное время римские солдаты занимались в основном строительством дорог.

Римляне умели строить настолько хорошие дороги, что некоторые из них используются до сих пор.

«Все дороги ведут в Рим»

В полном соответствии с древней пословицей, все дороги Римской империи вели в Рим, связывая столицу с италийскими городами и провинциями. Первоначально римляне строили дороги с военной целью: необходимо было создать условия для быстрого перемещения войск из одной части страны в другую. Разветвленная сеть удобных дорог помогла римлянам завоевать весь Апеннинский полуостров, а впоследствии способствовала развитию торговли.

С увеличением территории римского государства росло число дорог и их протяженность. По оценкам ученых, во времена расцвета империи общая длина римских дорог составляла от 80 до 300 тыс. км!

Строительство дорог

каменный столб
Вдоль римских дорог стояли небольшие каменные столбы суказанием имени императора, по указу которого была построена или отремонтирована дорога, и расстояния ДО ближайшего поселения.

Главной особенностью римских дорог было то, что они всегда соединяли два пункта по самой короткой дистанции, то есть по прямой. Если на пути попадались какие-нибудь естественные преграды, например реки, то римляне строили мосты, а в скалах прорубали тоннели. Расчетом и проектированием дорог занимались землемеры, или громатики, получившие свое имя от названия измерительного прибора (грбма, с. 104).

После выполнения всех необходимых геодезических измерений и расчетов можно было приступать к строительству. Солдаты или рабы сначала слегка углубляли и разравнивали почву, формируя таким образом первый слой, основу будущей дороги. Затем они плотно, один к другому, укладывали камни, которые потом засыпали тонким слоем песка или гравия и утрамбовывали. Для того чтобы верхний слой дороги был одновременно мягким и прочным, его делали из мелкого песка, извести или земли.

Если участок дороги находился вдали от крупных городов, то его не мостили. Городские же дороги имели дополнительный слой из крупных, обтесанных и плотно пригнанных друг к другу камней. Римские дороги были слегка выпуклыми в центре, благодаря чему дождевая вода не скапливалась, а стекала в специально вырытые для нее каналы. Дороги предназначались в первую очередь для передвижения войск, поэтому иногда параллельно им прокладывали еще один путь для пешеходов и всадников.

Постоялые дворы и почтовые станции

Вдоль крупных дорог, на расстоянии 25-50 км друг от друга, строили постоялые дворы, чтобы путешествующие, прежде всего почтовые курьеры и государственные чиновники, могли переночевать, поесть, накормить своих лошадей, а в случае необходимости воспользоваться услугами кузнеца. Между постоялыми дворами, на расстоянии примерно 10-15 км, находились почтовые станции, где можно было ненадолго остановиться, например в случае непогоды, или поменять лошадей.

Оживленное движение

На римских дорогах было оживленно и многолюдно: курьеры, государственные и частные, спешили доставить порученные им письма и посылки; в крытых повозках чинно ехали государственные чиновники; богатые горожане направлялись в свои загородные поместья; купцы везли товар на больших телегах, запряженных лошадьми или волами; солдаты, отслужившие срок, возвращались домой; неизлечимо больные совершали паломничество к святым местам; бродячие музыканты и актеры шумной толпой путешествовали в поисках заработка и ночлега.




Поделиться ссылкой