Инфраструктура Древнего Рима

«Благо народа — высший закон».
Римская поговорка

До II-I вв. до н. э. еще можно говорить о разных италийских народах (племенах). Позже, даже если италики воюют с Римом, поддерживая его врагов, это уже борьба внутри одного италийского народа. Этот народ говорит на латыни, имеет очень похожие обычаи, нравы и традиции. Необходимо понять, что же это за народ, что было для него важно и почему.

«Римская цивилизация — это, прежде всего, городской образ жизни. Особенности, которые отличают цивилизованный мир от варварского существования, могут быть найдены только лишь в черте города». Римляне последовательно создавали городскую среду и систему коммуникаций между городами Pax Romana. До них никто никогда не занимался так последовательно устройством обитаемого пространства. Даже греки благоустраивали города и строили порты, но никогда не планировали сооружения целых регионов.

Тимгад
Тимгад – римский город в Северной Африке: один из тех, тех, которые римляне планировали со всей инфраструктурой

Важнейшими частями инфраструктуры города была система водоснабжения и водоотвода. Воду в города римляне подавали через каналы, но чаще через водоводы — акведуки (aqua — «вода» и ducere — «вести»), в которых вода шла самотеком из расположенных выше источников. Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже сегодня.

Ко II веку от н. э. Рим снабжался водой через 11 акведуков общей длиной почти 350 километров (причем только 47 километров из них были наземными), доставлявшими воду из источников, находящихся на расстоянии до 57 миль (92 км) от Рима.

Акведуки состоят из каменного или кирпичного основания, на котором возводили каменные опоры, и ложа для труб или для воды. Элементы каменной кладки скрепляли бетоном. Поражает и масштаб, и точность инженерных расчетов. Акведук Пон-дю-Гар в бывшей Нарбоннской Галлии при длине 50 км, опускается всего на 17 метров, то есть имеет уклон всего 34 см на километр (1:3000).

Этого более чем хватало: за день через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров. Основное количество поступившей воды распределялось между императорским двором (парки, дворцы, придворные службы — nomine Caesaris), общественными учреждениями (термы, туалеты, сады, амфитеатры, склады, рынки-opera publica) и 638 большими фонтанами (munera): ведь движение воды под естественным напором позволяло создавать фонтаны. Фонтан — типичнейшее явление в городском хозяйстве Древнего Рима.

В Риме на душу населения приходилось в среднем от 600 до 900 литров воды, а в 1900г. в Санкт-Петербурге, для сравнения, потребление одним человеком воды исчислялось в 200 литров.

Акведук Под-дю-Гар
Акведук Под-дю-Гар

Термы

Бани для римлян изначально были чем-то почти священным. Первые публичные горячие бани — термы, построил Октавиан Август в Риме. Позднее термы строил почти каждый из римских императоров. Самые гигантские и роскошные из них — Термы Каракаллы. Именно в Термах Каракаллы археологи нашли знаменитые статуи Геркулеса и Флоры.

Система центрального отопления, гипокауст, с подогревом пола и стен позволяла использовать двойные покрытия, и пол не был слишком горячим. В термах были горячие залы, кальдарий (caldarium), теплые — тепидарий (tepidarium), и холодные — фригидарий (frigidarium) — парильни, залы для спорта, места для собраний, и даже библиотека и художественная галерея. В термах был штат банщиков, массажистов, срезывателей мозолей, тренеров и, естественно, проституток.

Приятно теплые полы и стены выкладывались плитами из разноцветного мрамора. Главное здание терм окружено было тенистым парком, аллеями и цветниками. Все необходимое не только для мытья, спорта и приведения себя в наилучшее физическое состояние, но и для общения, обмена новостями, ведения бесед на политические, литературные и философские темы. Термы были прекрасным клубом, их регулярно посещали даже те, у кого в особняках был водопровод и своя частная баня.

«Купленные фаворитки». Лоуренс Альма-Тадема, 1909 г.
«Купленные фаворитки». Лоуренс Альма-Тадема, 1909 г.

Латрины

Почти такую же роль в общественной жизни играли и латрины (latrina), то есть отхожие места, уборные. Как и бани, их существование было чем-то почти религиозным. В римском Пантеоне были особые боги – покровители туалетов. Крепит (Crepitus) был непосредственным богом туалетов, да и Стертиций (Stertitius) — бог земли и отходов, недалек от него. Клоакина (Cloacina), богиня подземных вод, стала покровительницей знаменитой подземной канализации Cloaca Maxima. Общественные сооружения, названные в ее честь клоаками, имели специальные святилища, где люди молились и приносили жертвы Клоакине.

Латрины
Латрины

Латрины же под покровительством Крепита, сильно отличались от тех стыдливых сооружений с множеством кабинок, к которым мы привыкли. Римляне строили туалеты-латрины как общественные места. В термах Адриана (современная Ливия) одновременно, могли опорожниться 50 человек. Здесь били фонтаны, пол декорирован богатой мозаикой. В Риме в 315 г. от н. э. было 144 латрины.

Все они отличались комфортабельностью, оборудовались мраморными сиденьями, под которыми журчала вода. Во всех них вместо пипифакса применялась средиземноморская губка, которую полагалось обмыть в соленой воде или в уксусе.

Здесь встречались, беседовали, обсуждали политику, заключали сделки, обсуждали события и слухи. В эпиграмме Марциала описывается некий Вакерра — он несколько часов слоняется в латрине, чтобы подстеречь богатого человека, и получить у него приглашение на даровой ужин. Как видно, латрина была подходящим местом для этого.

Амфитеатры

В городе могло не быть театра и библиотеки, но непременно был амфитеатр. В амфитеатрах жителям сообщали самые важные указы властей. Здесь же проводились зрелища — порой не особенно изящные: бои гладиаторов, травли зверей, инсценировки морских сражений — нумахии.

Много писалось о том, что христиан скармливали зверям на потеху публике. Умалчивалось только, что на растерзание зверям в амфитеатрах вообще отдавались приговоренные преступники: своего рода публичная кормежка зверей людьми.

Амфитеатр, Остия Антика
Амфитеатр, Остия Антика

Афитеатр Флавиев, построенный на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров, имел длину наружного эллипса 524 м, большую ось — 187,77 м, малую ось — 155,64 м, длину арены — 85,75 м, ширину арены — 53,62 м. Высота стен сооружения достигала от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Строили его из блоков местного травертинского мрамора, с 72 по 80 годы н. э., начинал император Веспасиан, закончил его сын Тит.

В этом амфитеатре впервые применен метод, который до нашего времени применяется при строительстве стадионов: по всему периметру здания равномерно располагаются 80 входов. Благодаря этому решению 80 тысяч зрителей могли заполнить амфитеатр Флавиев за 15 минут и покинуть за пять.

Три яруса здания с множеством каменных скамей, идущих рядами — градусами (gradus), заполнялись строго по рангам.

Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причем император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на нее животных.

В первом ярусе сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников.

Во втором ярусе — римские граждане.

Третий ярус предназначался для всех остальных.

А под ярусами еще шла система проходных коридоров, ведших к комнатам служителей, камерам будущих жертв, комнатам для гладиаторов, клеткам зверей, кладовым, больнице, особому помещению для предсказателей.

Амфитеатр Флавиев более известен как Колизей (colosseus — громадный, колоссальный) но так его начали называть уже в Средневековье, века с 8. Спорят, пошло ли это название от колоссальной статуи Нерона, воздвигнутой рядом, или на людей произвели такое впечатление размеры сооружения сами по себе.

Как и все строения Рима, Колизей сделан с колоссальным запасом прочности. Как действующее сооружение, он дожил до начала VI века н. э. Гладиаторские бои в 405 году запретил император Гонорий, но травли зверей продолжались до правления готского короля Теодориха Великого. Четыреста лет практически без ремонта!

Планирование городов и колоний

До 1 века до н. э. римляне создали не менее 40 колоний в Италии, прилегающих к ней районах Галлии, Северной Африке.

До III века н. э. римляне создали не менее 80 колоний по всему Средиземноморью.

Планирование городской среды начиналось римлянами еще до основания нового города: «Куда бы ни приходили римляне, они учреждали миниатюрную версию своего родного города — с его рынками, банями, храмами и всеми другими сложными атрибутами своего образа жизни».

Проектируя создание новой колонии, римляне всегда выясняли, хорошая ли в той местности вода, долго ли живут местные жители, часто ли они и чем болеют, есть ли поблизости выходы хорошего песка, щебня и камня, легко ли провести воду в будущий город. Важным вопросом было и строительство дороги, чтобы связать будущую колонию с другими. Выяснялось, какие есть для этого материалы и возможны ли трудности при ее строительстве, например болотистые поймы рек.

То есть римляне сразу планировали организацию целых районов с подготовленной инфраструктурой. И дорогами, включенными в общую дорожную сеть Римского государства.

Дороги

Рим стал первым государством в истории, которое сделало строительство дорог своей планомерной политикой — причем задолго до того, как стал Средиземноморской империей. Уже в Законах 12 таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна быть 2,45 м (8 футов), на поворотах — 4,9 м (16 футов). Собственники придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, а иначе путешественники могли ездить всюду, где пожелают. После сооружения Via Appia (Аппиевой дороги) появилось множество дорог. Каждая из них носила имя цензора, которым была построена, либо по направлению или по области, через которую проходила.

Аврелиева дорога, построенная в 241 году до н. э.
Аврелиева дорога, построенная в 241 году до н. э.

Дороги делились на viae publicae (общественные дороги) — основные дороги Римской империи, соединявшие между собой наиболее крупные города. Эти дороги именовались еще viae praetoriae (преторианские дороги), viae militares (военные дороги) или viae consulares (консульские дороги).

Общественные дороги строились на земле, принадлежавшей государству и на государственные деньги. Средняя ширина viae publicae составляла от 6 до 12 м.

Viae vicinales (проселочные дороги) ответвлялись от viae publicae и соединяли между собой vici (деревни, поселки) в одной области. Это были основные из римских дорог. Средняя ширина viae vicinales составляла около 4 м.

Viae privatae (частные дороги) соединяли крупные владения, villae (вилла, поместье), с viae vicinales и viae publicae. Они находились в частной собственности и полностью финансировались владельцами. Чаще всего они начинались у границ поместий. Средняя ширина viae privatae составляла от 2,5 до 4 м.

Дороги мостились только на территории городов или на подступах к ним (за исключением полностью вымощенной Via Appia), а в основном покрывались песком, щебнем и гравием из открытых карьеров поблизости.

Ко II веку от н. э. общая протяженность римских дорог составляла, по разным оценкам, от 80 до 300 тыс. км. Даже древнеегипетский караванный путь, пересекавший пустыню от Нила к Красному морю, римляне превратили в дорогу, которой пользуются до сих пор.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» была правдой и до возведения Милия в Риме. Любой путник, попавший на римскую дорогу, мог бы без труда добраться до Рима: лишь бы ему хватило ума на каждом перекрестке выбирать более широкую дорогу.

Римское слово via strata — «мощеная дорога», сохранилось во многих европейских языках. В итальянском — strada и via, в испанском estrada и via, во французском voie. Английское street, немецкое «штрасе», в румынские и молдавское «страдэ» восходят прямо к латыни.

Аппиева дорога, была построена в 312 году до н. э.
Аппиева дорога, была построена в 312 году до н. э.

Дорогу изначально проектировали, чтобы сделать ее прямой на максимально возможную длину. Дороги старались не вести в болотистой местности, подводить их к бродам, уменьшать уклон на пересеченной местности; дорогу заметно расширяли на поворотах, чтобы едущие навстречу друг другу повозки могли разминуться, не сцепившись между собой колесами или передком.

Дорогу размечали, используя грому (предок угломера), диоптр — отвес со свинцовым грузиком, для нивелировки дороги. Вместо нивелира применяли хоробат: негнущуюся линейку длиной до 6 метров на специальных подставках. В верхней части линейки была вырезана канавка, в которую заливалась вода. Остается восхищаться точностью, с которой делали расчет римляне с помощью таких простых инструментов.

Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдаленных друг от друга. Этим объясняются небольшие изменения направления, которые сегодня заметны при изучении древних дорог. Чаще всего дорога состояла из множества участков разного качества, при эксплуатации они поддерживались в лучшем или худшем состоянии, в зависимости от того, где именно проходили.

Подготовив углубленное ложе будущей дороги, римляне укладывали несколько сменяющих друг друга слоев:

  1. Statumen (подпора, устой) — основа дороги, которая формировалась из больших необработанных каменных блоков. Это фундамент дороги, а кроме того, через щели между плитами стекала вода.
  2. Rudus (обломки камней, щебень) или nucleus (ядро, твердая сердцевина) — слой песка или тонкий слой гравия, которыми выравнивали поверхность statumen.
  3. Summum dorsum (верхняя поверхность) — верхний слой из мелкого песка, гравия или грунта.

Дорогу старались делать немного выгнутой в сечении, чтобы вода стекала в дренажные канавы, вырытые вдоль дороги.

Вот так и делали дорогу
Вот так и делали дорогу

Движение в городах

В самом Риме запрещалось ездить верхом или в телегах. Сначала — из соображений, что это священный город, потом — чтобы не создавать помех активному уличному движению. Торговые подводы должны были передвигаться по городам внутри стен и на расстоянии мили от них только ночью. Только замужние женщины и правительственные чиновники могли ездить верхом.

Римские улицы сохранились в Помпеях, а фрагментарно — в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кельне. Улицы узкие, с глубокими колеями от повозок — односторонние. Тротуары по обеим сторонам улиц высокие, чтобы обезопасить пешеходов. От тротуара к тротуару сделана высокая пешеходная дорожка из плит. В дорожке три промежутка: для лошади и для колес. Судя по совпадению размеров промежутков для колес во всех городах и расстоянию между ними, в Римской империи существовал стандарт для расстояния между колесами.

Тоннель Фурло на Фламиниевой дороге
Тоннель Фурло на Фламиниевой дороге. Используется и сегодня

Транспортные средства

Первоначально на дорогах использовалась колесница, carrus. Колесница, в которую запрягались два животных, — это уже biga (бига), три — triga (трига), четыре — quadriga (квадрига). Ни греки, ни карфагеняне не ушли дальше колесницы, то есть той же двухколесной арбы, только с более сложными колесами: со спицами и гнутым ободом. Римляне же быстро освоили четырехколесные повозки. В телегах возили грузы, в повозках ездили одновременно несколько человек с багажом. Высокие стенки коляски, четырехколесные raeda или reda, образовывали нечто вроде коробки, внутри которой располагались сидения. В плохую погоду над коляской натягивали тент. Уже использовались примитивные рессоры — изогнутые полосы железа.

Наемные raeda назывались raedae meritoriae, правительственные — fiscalis raeda. Возница и пассажир назывались одинаково — raedarius.

Тянули повозки быки; если запрягали лошадей или мулов, скорость была не намного выше из-за запряжки без оглобель. Колесный бандаж делался из железа; металлические ободы проделывали глубокие колеи даже в каменном покрытии дороги.

Животных погоняли хворостиной и плетью, но была еще специальная острая палочка, которой тыкали мула или лошадь в заднюю часть. Называлась она греческим словом «стимулюс», отчего и происходит наше «стимул».

Бига
Бига
Квадрига
Квадрига

Мосты и броды

Броды через реки римляне превращали скорее в дамбы: заваливали русло большими каменными глыбами, сооружали подпорную стенку, канал для отвода воды, а дорога мостилась. На пересечении дороги с глубоким оврагом, горным ущельем, лощиной, суходолом, рекой, строили виадуки: несколько рядов арочных мостов — аркад, возведенных один над другим. Этот прием позволял поднять дорогу на высоту, необходимую для «прыжка» через ущелье.

На быках мостов римляне ставили выступ со стороны верхнего течения. Благодаря этому во время паводков мост предохранялся от разрушения и опасности быть смытым под грузом.

Тоннели римляне не любили: и дорого строить, и опасно для движения. Их тоннели обычно небольшие. Но на больших или особенно важных дорогах в горных местностях (в Испании, в Альпах) строили и тоннели, длиной до нескольких сотен метров.

Мост Эмилио, Рим
Мост Эмилио, Рим

Дорожные указатели

На всех римских дорогах стояли мильные камни (miliarium): цилиндрические колонны на кубических основах, высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см. Весили мильные камни более 2 тонн. Эти столбы, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю. На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта.

Мильный камень у дороги
Мильный камень у дороги

Станции и гостиницы

Уже проектируя дорогу, римские строители ставили вдоль дороги станции, которые получили название mutationes и mansiones.

Mutatio, места смены лошадей, располагались вдоль дороги через каждые 10-15 км. Они предназначались для недолгой остановки путешественников и смены лошадей.

Даже если делать за сутки 50 или 70 километров, ехать через большую страну придется не один день. На каждые три почтовые станции (от 25 до 50 км друг от друга) приходилось по одному mansio — месту отдыха, привалу, ночлегу. Здесь находились tabernae — таверны, харчевни, deversorium — постоялые дворы, гостиницы.

Таверны пользовались плохой репутацией. И не только потому, что ходили слухи о связях содержателей гостиниц с ворами и разбойниками (кстати, время от времени слухи в той или иной местности подтверждались). Репутация у придорожных гостиниц была плохая, потому что еда в них была скверного качества вино разбавлено, а ночевать неудобно. У ворот в одну из таверн на Аппиевой дороге же красовалось такое объявление:

Выпивка стоит здесь асс.
За два асса ты лучшего выпьешь,
А за четыре уже будешь фалернское пить
Достаточно добавить, что самое ценимое в Риме фалернское вино в другом месте стоило бы не четыре, а полтора асса за амфору. Впрочем, цены вокзалов и аэропортов читателю хорошо известны.

В Риме кто имел такую возможность, запасался рекомендательными письмами и останавливался у местных жителей, в стороне. Остальным все же приходилось идти в гостиницу. В римских гостиницах «на первом этаже обычно находился трактир, на втором — комнаты для постояльцев. Меблировка спальных покоев в гостиницах была скромной, если не сказать примитивной. Она включала в себя ложе (в заведениях низшего разряда — простой топчан), лампу и как обязательную принадлежность гостиниц — ночой горшок».

В Помпеях некий «остроумный» гость оставил надпись на стене:

Мы помочились в постель.
Виноваты мы, ладно, хозяин.
Но почему же ты нам не дал
Ночного горшка?

Римская традиция «клозетного» юмора удивительным образом дожила до нашего времени: пошлейшие картинки и надписи можно видеть в английских пабах, а во Франции в кафе любого класса и даже в хороших ресторанах. Вне бывшего Pax Romana, в Германии и Польше, такого сорта «юмора» намного меньше. Российские туристы, столкнувшись с ним, часто оказываются если не шокированы, то неприятно удивлены: мы не привыкли к такому. В России, конечно, есть свой пласт клозетного юмора — как раз в общественных клозетах. В них надписи и рисунки делаются точно того же свойства, что делались в римских клозетах.

Конечно, со стороны хозяина гостиницы в Помпеях нехорошо было пожалеть ночного горшка посетителям. Но почему же посетитель гостиницы не вышел из помещения? Возможно, он не только вредничал: посетитель имел основания бояться лихих людей, которые вполне могли бродить вокруг.

Современная копия мильного камня
Современная копия мильного камня

Охрана и службы

Сеть дорог помогла создать сигвив publicus — почтово-курьерскую службу Римской империи. При благоприятных условиях курьер на повозке мог в день проехать около 75 км. Если послание было срочным, то курьер скакал верхом на лошадях и делал до 200 км в сутки.

Курьеры носили характерные кожаные головные уборы, которые назывались petanus. Задерживать курьера и мешать ему было государственным преступлением, и, тем не менее, почтовая служба была довольно опасным занятием: и для разбойников, и для политических заговорщиков курьер мог представлять весьма желанную цель.

Частную переписку состоятельных людей перевозили рабы — tabellarii, то есть посланцы, гонцы. Или они частным образом договаривались с курьерами.

Стоит сравнить скорость передвижения: во Франции до середины XVII века скорость движения «посланников короля» редко превышала 45 км в день. В XVIII веке курьеры прусских королей делали по 100-150 км верхом на лошади.

В России с середины XVIII века ямская служба позволяла доскакать из Петербурга в Москву за 2 суток, но чаще эти 635 км преодолевали за 7-8 дней, а с семьями, в своем возке, ехали 10-12 дней.

Чтобы охранять движение путников, курьеров и грузов, вдоль путей римляне начали строить оборонительные сооружения и ставить военные лагеря. Гарнизон такого лагеря еще и вел ремонтные дороги, а лагеря вырастали порой в настоящие крепости.

Карты и итинерарии

Карты в Риме чертились еще в эпоху царей. Местность на них была искажена, потому что масштабирование и законы перспективы не применялись: их просто не знали.

По приказанию Октавиана Августа в последние годы до н. э. его родственник Агриппа создал карту на свитке из 11 листов общей длиной в 6,8 м, а шириной — 0,34 м. На карте в виде перечня племен и народов вдоль торговых маршрутов изображен весь известный римлянам мир — от Англии до Сахары и от Атлантического океана до Индии.

Были, конечно, и карты отдельных областей, но карты в дорогу обычно не брали. В пути роль карт играли итинерарии (itinerarium), то есть дорожники, или путеводители. Это были списки городов, мостов, бродов, станций по пути следования.

Иногда в итинерариях даже рисовали схематичные карты дорог и их ответвлений. Больше всего итинерарий подобен спискам железнодорожных или автобусных станций по нужным нам направлениям: такие есть на каждой автобусной станции или на каждом вокзале.

Римское правительство заботилось, чтобы население получало надежные карты и итинерарии. Марк Антоний и Юлий Цезарь в 44 году до н. э. поручили трем географам-грекам, Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту составить итинерарий всей империи. Географы выполнили задание уже в начале правления Октавиана Августа, через 25 лет. Тогда в Риме, около Пантеона установили каменную плиту, и выгравировали на ней этот громадный итинерарий. Всякий желающий мог его копировать.

Итинерарий с Пейтингеровой таблицы
Итинерарий с Пейтингеровой таблицы (в центре изображена южная часть Италии)

Громадная континентальная страна тратила много время в дороге. О путешествиях по стране, приключениях, нечестности прислуги, о разбойниках, диких зверях и гостиницах ходило множество историй, слухов и анекдотов, писалось много романов, повестей и стихов.

Бытовые реалии этого пласта культуры крайне отличаются от наших, но дух очень похож. Если перевести на латынь пушкинского «Станционного смотрителя», соответственно изменив чины и бытовые реалии, у римлянина удивление вызвали бы разве что описания зимы и саней.

Какую бы критику ни наводили на свои гостиницы и станции сами римляне — а ведь эта система работала. В пределах Римского мира, Pax Romana, римский гражданин мог совершить путешествие на тысячи километров, причем по отличным дорогам с указателями, мостами и источниками воды, вполне приемлемыми станциями и гостиницами. Согласно итинерарию Антонина Августа, в начале III века от н. э. длина римских дорог составляла около 85 тысяч километров и соединяла между собой 372 населенных пункта.

Для движения по всем этим дорогам на всем пути от Пальмиры в Сирии до Улис Боно (будущего Лиссабона) в Иберии-Испании и от столицы Африки Утики до столицы Северной Британии Эборакума (нынешнего Йорка) путник не нуждался ни в каких документах или специальных разрешениях. Только для поездки в Египет долгое время нужно было специальное разрешение императора.

При этом путник все время находился под защитой закона, пользовался одними и теми же деньгами, говорил на той же латыни, находился в привычной ему культурной среде. В Пальмире он ел бы ту же круто сваренную кашу «пульс», в Эборариуме он принимал бы такие же горячие ванны, в Утике пошел бы в точно такой же латрин, чтобы узнать местные новости.

Сравнить жизнь такой империи можно только с двумя похожими примерами: с жизнью Британской империи конца XIX — начала XX веков, когда в Индии, Гайане (Южная Америка), в Южной Африке и Австралии одинаково одетые горничные на английском языке предложили бы вам одинаково заваренный чай в одно и то же местное время, и стоил бы он одинаковую сумму в пенсах и шиллингах.

Похожий пример дает и Российская империя, в которой в начале XX века можно было проехать по железной дороге от Харбина в Китае до Варшавы и Одессы, получая в дорожных ресторанчиках одни и те же блюда за сравнимые цены и общаясь на русском языке.

Для римлянина границы привычной инфра структуры кончались только на границах Империи. Империя расширялась — и тут же тащила за собой свою инфраструктуру. Выходить ли за столб с надписью «Дальше этого места закона нет» — следовало хорошо подумать.

Автор: Буровский А.М.




Поделиться ссылкой