В римском доме все комнаты за исключением хозяйственных (кухни, кладовых, спален для рабов) были украшены фресками, то есть изображениями, нанесенными на сырую штукатурку.
Витрувий, автор самого подробного римского руководства по архитектуре, советовал, прежде чем наносить на стены рисунок, покрывать их сначала тремя слоями смеси из извести и песка, а затем еще тремя слоями смеси из извести и мраморной крошки. Песок выравнивал поверхность стен и укреплял их, мрамор добавлял яркий блеск краскам, а известь не позволяла рисункам осыпаться.
Художники сами изготовляли краски из природных материалов. Красную и желтую они получали из охры (глинистая земля, содержащая окись железа), зеленую - из другого сорта глины, черную - из смеси сажи или древесного угля с клеем, голубую краску привозили из Египта, где ее получали из соединений песка и меди, белила делали из свинцовых брусков, заливая их уксусом и помещая в глиняные бочки, пурпур добывали из особого сорта ракушек или смешивая чернику с молоком. Иногда, чтобы краски не выцветали и не теряли свой цвет, их после нанесения на штукатурку натирали воском.
Насколько можно судить по фрескам, сохранившимся на стенах помпейских домов, выбор сюжета для изображения зависел не только от вкуса заказчика или художника, но и от господствовавшей тогда моды.
В помпейской настенной живописи принято выделять 4 стиля. Первый из них называется инкрустационный, или структурный, он был распространен в Помпеях в 20080 гг. до н. э. Живописцы расписывали стены домов таким образом, чтобы казалось, будто они сложены из мраморных плит. Второй стиль, архитектурно-перспективный, появился в конце II в. до н. э. Стены перестали восприниматься в качестве непреодолимой преграды между комнатой и остальным миром.
Художники часто изображали открытые двери и окна, через которые «зритель» мог видеть деревья, людей и животных. Фрески третьего, орнаментального, стиля были похожи на ковры с картинами на мифологические сюжеты. Четвертый стиль, популярность к которому пришла после землетрясения 63 г. , имеет несколько названий - иллюзорный, фантастический, перспективно-орнаментальный. В некотором роде это попытка примирения «принципа ковра» (третий стиль) с перспективой (второй стиль).
Архитектурные элементы, характерные для второго стиля, мастера четвертого преувеличивали, превращая их в театральные декорации, не подчиняющиеся законам физики. Для четвертого стиля также характерно обилие различных орнаментальных деталей.
Из-за преследований со стороны государства первые христиане для совершения богослужений вынуждены были собираться в катакомбах, подземельях в виде длинных и узких коридоров. Потолки и стены христианских катакомб часто украшались фресками, изображающими сцены из Ветхого и Нового Заветов, а также аллегорические символы .