Аль-Матария и Айн Шамс — окрестности современного Каира — таят в себе удивительный факт: на этом месте в незапамятные времена располагался знаменитый древнеегипетский город Гелиополь (Гелиополис или Илиополь) — столица тринадцатого нома. Гелиополь — столица тринадцатого нома
Происхождение название древнего египетского города специалисты связывают с различными причинами, одна из которых — античная — основана на том, что, согласно Диодору, город был основан Актием — сыном древнегреческого бога солнца Гелиоса, назвавшего новое поселение в честь своего прославленного отца «Городом солнца». Помимо этого, существует неразрывная связь значения древнеегипетского слова, служащего названием города, с именем одного из почитаемых наряду с богами Атумом, Ра и черным быком Мневисом, фетиша — столба Иуны, который и «подарил» городу свое имя. В древнейшие времена Гелиополь считался наиболее значимым в религиозном смысле городом, т.к. именно в нем находился главный центр поклонения верховному божеству древних египтян — богу солнца Атуму (а затем и Ра), а также «приближенным» к нему божествам — Гелиопольской эннеаде (девятке). Показательным является тот факт, что именно гелиопольские жрецы, влияние которых на фараона было огромным, «приложили руку» к смене пятой династии четвертой, а также к созданию древнеегипетского календаря.
Жрецы Гелиополя, «оружием» которых стали боги, вступили в весьма жесткую «конкурентную» борьбу со жрецами столичного Мемфиса: жрецы Гелиополя настаивали на главенстве «своего» бога Атума, впоследствии получившего название Атума-Ра, а мемфисские служители культа «продвигали» покровителя искусств и ремесел — бога Птаха. Долгое время Гелиополь побеждал в этом негласном соревновании, однако победа досталась не ему и даже не Мемфису: ее одержал культ фиванского бога Амона.
Однако известность Гелиополь получил не только в качестве религиозного центра: это был поистине прекрасный густонаселенный город, описание которого встречается в греческих и римских хрониках. Известные мыслители античности — Пифагор, Платон, Солон и другие посещали Гелиополь, чтобы приобщиться в его просвещенных храмах не только к философии, но также к астрономии и истории.
Именно гелиопольский жрец Манефон создал первый, служивший долгое время основным источником знаний об истории Египта, документ — «Египтику».
Своего расцвета Гелиополь достиг во времена правления Рамсеса III, который приказал построить три главный городских храма — Атуму, Хору и Ра, возвести статуи богу Атуму, святилище, посвященное ему, а также места захоронения священных быков Мневисов.
Существовавший в Гелиополе культ камня БенБен, расположение которого на священном холме заменило священную колонну, привел впоследствии к появлению в Египте пирамид.
К сожалению, красота и значительность не спасли Гелиополь от забвения и упадка: как только древнеегипетские правители Птолемеи утратили интерес к его древностям, знаменитые гелиопольские храмы перестали играть какую-нибудь важную роль в жизни государства, город опустел и медленно, но неуклонно расхищался (уникальные произведения искусства вывозились в другие города, главным образом, Александрию и Рим), разрушался и через некоторое время «дал жизнь» новому городу Фустату — предку Каира: именно из фрагментов городских построек Гелиополя он и был возведен. Сейчас от некогда великого города остался лишь выполненный из красного гранита обелиск Сенусерта I — все, что сохранилось от монументального храма, построенного в Гелиополе на месте древнего святилища, а также некоторые гробницы и малочисленные архитектурные фрагменты. |