Древние египтяне, как бы далеко они от нас не отставали во времени, тем не менее, были нормальными людьми, которым, так же, как и ныне живущим, не было чуждо все человеческое: они также любили праздники, которые всегда сопровождались музыкой и танцами. В связи с этим совершенно неудивительно, что при изучении египетских древностей были обнаружены многочисленные изображения различных музыкантов — арфистов, кларнетистов, флейтистов, лютнистов, которые, например, будучи высечены на стенах гробницы знатного человека, а тем более — фараона, были призваны обеспечивать своему господину и в потустороннем мире легкое и приятное времяпрепровождение. Несмотря на обилие изображений музыкантов и музыкальных инструментов, до наших дней не дошло ни единой нотной записи древнеегипетской музыки
Представление о том, что являла собой древнеегипетская музыкальная культура и как именно выглядели музыкальные инструменты в то незапамятное время, складывается благодаря многочисленным барельефам с изображениями музыкантов, сцен музицирования и т.д., обнаруженным в древних гробницах. Помимо этого, хорошими помощниками в деле познания этой стороны жизни древних египтян являются дошедшие до наших дней небольшие скульптуры, а также тексты обрядовых гимнов и впечатления римских и древнегреческих писателей, содержащие описания музыкальных пристрастий канувшего в Лету народа. К сожалению, история не сохранила для нас имен большинства известных древнеегипетских музыкантов, однако некоторых из них, в т.ч. певца и флейтиста Кафу-анха, арфистов Дуатенеба и Кахифа, флейтиста Сен-анх-вера, целого музыкального рода Снефру-ноферов, заботливо донесла до потомков.
Кафу-анх, заставший время правления фараонов и IV, и V династии, благодаря своему мастерству был настолько почитаем при дворе фараона Усеркафа, что тот, покоренный великим искусством, поставил музыканту памятник рядом с собственной пирамидой.
Удивительно, но, несмотря на обилие изображений музыкантов и музыкальных инструментов, до наших дней не дошло ни единой нотной записи древнеегипетской музыки. Это объясняется, по-видимому, тем, что в древности существовал определенный запрет, очевидно, мистического свойства, на какую-либо фиксацию обрядовой музыки: она была слишком священна, чтобы быть доступной массам, и владели этим удивительным искусством избранные. Поэтому сейчас, к сожалению, довольно трудно представить себе, что именно представляла собой древнеегипетская музыка, хотя есть предположения, что она напоминала собой что-то вроде сочетания шотландского и китайского музыкальных строев. Больше всего из музыкальных инструментов древними египтянами почиталась арфа
В Древнем Египте храмовые жрецы не только обязаны были уметь играть на лютне и арфе — обрядовых музыкальных инструментах, участвующих в мистериях, но также и контролировать любое профессиональное музицирование. Человек, принадлежащий к низшим слоям населения, не мог даже помыслить о том, чтобы взять в руки лютню или флейту, не говоря уже об арфе, традиционно считавшейся инструментом храмовых жрецов. Лишь после восстания рабов и крестьян, произошедшего в 1570 г. до н.э., игра на музыкальных инструментах стала доступна для всех желающих. Надо заметить, что музыканты-одиночки — довольно редкое в Древнем Египте явление (исключение составляют только арфисты). Классический древнеегипетский ансамбль включал в себя, как правило, кифары, родственные лире, флейты и арфы. Однако со временем в состав музыкального коллектива гармонично влились барабаны, трещотки и бубны, в результате чего исполняемая музыка стала более четкой, звучной и яркой.
Многие исследователи древнеегипетских искусств отмечают, что египтяне не склонны к экспериментам, заимствованиям и нововведениям: если из поколения в поколение определенная музыка исполняется определенным образом, то можно быть уверенным, что пройдет не один десяток лет, но исполнительские традиции останутся неизменными.
Наиболее любимыми и почитаемыми древними египтянами музыкальными инструментами являлись арфа (первоначально дуговая, а затем и угловая, отличающаяся большей сложностью), флейта, с внешним видом которой древние египтяне предпочитали не экспериментировать, а также лютня, игра на которой осуществлялась с помощью специальной пластинки — плектры. Именно эти инструменты исполняли «главные партии» в посвященных жизни и смерти бога Осириса мистериях — музыкально-драматических представлениях (они состояли из восхваляющих гимнов и скорбных плачей), повествующих о кончине и последующем воскресении бога природных сил и загробного мира Осириса.
Недавно итальянские ученые опровергли уже ставшее аксиомой утверждение, что нотное письмо, включающее в себя семь нот, изобрел Пифагор. Оказывается, ноты существовали в Древнем Египте уже в середине IV тысячелетия до н.э. и представляли собой иероглифы, обозначающие небесные светила. Специальным образом обработав тексты некоторых солнечных гимнов, ученые впервые услышали необычайно нежную музыку Древнего Египта.
|