Скульптура

Искусство скульптуры в Древнем Египте было тесно связано с похоронным культом: в каждой из найденных гробниц обнаружены многочисленные статуи, изображающие не только умершего — для его статуи была специально отведена отдельная комната, но и его челяди — слуг, обязанных также заботливо и трепетно ухаживать за своим господином и в потустороннем мире.

Скульптура в Древнем Египте
Искусство скульптуры в Древнем Египте было тесно связано с похоронным культом

Статуи в усыпальнице находились не просто «для красоты»: согласно верованиям древних египтян, в высеченные из камня статуи после смерти вселяется душа усопшего человека. В этой связи древние скульпторы должны были как можно более точно и правдоподобно изобразить людей для того, чтобы душа, оторвавшись от тела, наверняка знала, куда именно ей возвращаться. В связи с этим статуи слуг и рабов всегда «занимались» тем делом, которым в жизни занимался приближенный к фараону человек.

Уже раннее время — в эпоху Древнего царства — египетские скульптуры отличает удивительная пропорциональность, гармоничность и четкость. Надо заметить, что наибольшее распространение получили две, ставшие впоследствии традиционными, позы, в которых древние скульпторы изображали людей: или стоя с выдвинутой вперед левой ногой, или сидя с руками, положенными на колени. В этих положениях, дающих ощущение спокойствия и сдержанности, чаще всего изображали властителей.

Широкое распространение именно этих поз, а также свойственной царским сыновьям позы «писца», когда человек изображается сидящим на скрещенных ногах, связано с удобством расположения древних скульптур в традиционных местах — у стен или в нишах. Именно поэтому древнеегипетские статуи раннего времени всегда фронтальны.

Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь — посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека-«модели». Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины — в желтый.

Скульптура в Древнем Египте
В Древнем Египте сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь — посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой

Многих удивляет тот факт, что древние египтяне поразительно точно передавали черты лица, иными словами, прекрасно владели портретным искусством. Оказывается, этому факту есть объяснение: очень часто, дабы защитить тело умершего от разложения, его, в т.ч. и лицо, покрывали слоем гипса. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память.

Однако было бы неправильно полагать, что древнеегипетские статуи играли роль, связанную исключительно с похоронным культом. Очень часто огромные статуи, выполненные не так тщательно и детально, как в иных случаях, имели декоративное значение: использовались для украшения и оформления храмов.

Довольно часто фараоны помещали свои статуи в храм для того, чтобы навеки заручиться поддержкой того божества, которому посвящен данный храм. Как правило, скульпторы в этом случае не только старались добиться идеального портретного сходства, но и дополнительно высекали на статуях многочисленные молитвы от лица фараона не только с восхвалениями божеству, но также и с просьбами, зачастую частного характера. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением).

С окончанием эпохи Древнего царства в искусстве скульптуры намечается некоторый переворот: теперь статуи, изготовленные в разных областях государства, существенным образом отличаются друг от друга. Например, скульпторы Сиута предпочитают изображать несколько удлиненные фигуры, миерские мастера, напротив, считают красивыми только мускулистые тела, а абидосские умельцы склонны к мягким линиям и нерезким формам.

Поворотным этапом в развитии скульптуры стало время правления фараонов XVIII династии — период расцвета и подъема всего древнеегипетского искусства. В это время вырабатывается новый скульптурный принцип, согласно которому мастера чрезмерно усиливают, преувеличивают и подчеркивают характерные черты того человека, скульптуру которого они изготавливают (примером могут служить знаменитые портреты фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выполненные скульптором Джехутимесу). Однако с воцарением на престоле властителей следующей — XIX -династии происходит возвращение «на круги своя», и ставшие основными «северные» мастерские провозглашают свой скульптурный канон — усиление торса, утолщение конечностей и уплощение лиц.



Поделиться ссылкой