Цивилизация острова Пасхи

Голландский мореплаватель Якоб уже несколько месяцев безуспешно бороздил океан в поисках неведомой Большой земли. Якоб устало всматривался вдаль — практически без надежды, скорее даже с некоей долей отчаяния в потухшем взоре. Как вдруг ближе к вечеру 5 апреля 1722 г., как раз в день Пасхального воскресенья, показалась суша…

Природа острова Пасхи
Почти за 300 лет природа на острове Пасхи не сильно изменилась

Так был открыт остров Пасхи, названный голландцем Якобом Роггевеном в честь того дня, когда он увидел землю рапануйцев. Его взору предстала удивительнейшая картина, давшая впоследствии ученым возможность спорить не один десяток лет. Несколько сотен жителей, таких же далеких от права считаться образованными, как сам остров Пасхи от ближайшей обитаемой суши, отсутствие воды, еды, скудная почва и… великолепные изваяния, упирающиеся каменными глазами в небо (возможно, именно поэтому сами жители именовали свой остров Мата-Китераге, что в переводе с рапануйского — «глаза, смотрящие в небо»). Многие из них были опрокинуты навзничь. Кто мог повалить истуканов? Зачем это сделали? Как могли туземцы создать такие удивительные произведения искусства? Именно это обстоятельство — явная несоразмерность результата и возможностей — явилось матерью теорий о посещении острова Пасхи внеземными цивилизациями. На самом деле все было совсем не так, но ученые узнают об этом много позже, только через два века…

Крест на острове Пасхи
Даже кресты на острове Пасхи хранят пережитки прошлого

Свое наименование рапануйцы получили от другого названия острова — Рапа-Нуи («Большой Рапа»). Так окрестили его таитянцы, чтобы отличать от острова Рапы, лежащего в 650 км южнее. Побывавший на этом острове Джеймс Кук дал ему имя Теапи.

Пришедшие с неизвестной земли

Что же произошло? Почему на момент начала христианизации острова в живых осталось чуть больше сотни человек? Флора, фауна и оскудевшая земля Рапа-Нуи едва справлялись с тем, чтобы прокормить жителей. Палящее солнце иссушивало все живое и даже сжигало мертвое, воды не хватало: все осадки стремительно уходили в почву либо стекали в океан. Неужели раньше было по-другому?

Смотрящие в небо
Смотрящие в небо

Существует несколько версий о начале цивилизации рапануйцев. Тур Хейердал выдвинул предположение, что первыми поселенцами были перуанцы, основывая свое мнение на сходстве скульптур острова Пасхи и статуэток инков. Как уже упоминалось выше, весьма распространена легенда об инопланетянах как создателях каменных изваяний. Предания острова Пасхи говорят о том, что их предки прибыли с неизвестной земли (современные данные характеризуют эту территорию как Маркизские острова). Непонятно только, что заставило полинезийцев отправиться за тысячу километров, откуда они знали о существовании острова и как до него добрались. Возможно, в те далекие времена рядом с Рапа-Нуи были другие острова (ушедшие под воду из-за природных катаклизмов), откуда и прибыли первые поселенцы во главе с Хоту-Моту’а — так звали правителя, сыновья которого положили начало нескольким племенам. Именно это — одна из причин гибели цивилизации. Но обо всем в свое время…

Рыбы, курицы, черепахи и… рыболовные крючки из костей врагов

Согласно традициям полинезийцев тех времен, переезжая на новое место, вождь должен был взять с собой семена тех растений, которые в жизни его племени играли важную роль. Перевозились также три священных животных: собака, курица и свинья. Таким образом, на Рапа-Нуи появились сандаловое дерево, хау, марикуру, макои и куры. Свиньи и собаки на острове не прижились, а курица стала главнейшим животным, имевшим, однако, исключительно практическое значение. Ее употребляли в пищу и использовали вместо денег. Чтобы соседи их не украли, для птиц строили каменные курятники.

Хлебное и кокосовое деревья также быстро погибли из-за слишком холодного для них климата, но кокос нашел свое отражение в ритуальных песнях рапануйцев, посвященных посеву, что некоторое время представляло загадку для ученых, ведь раньше считалось, что кокосовых деревьев на острове никогда не было. Согласно мифам рапануйцев, нуи (так они звали кокосовую пальму) произошла из головы огромного угря, закопанного в землю богами. Исчезло и множество других деревьев: запустение, довлевшее над островом ко времени его открытия европейцами, уничтожило некогда богатую флору. Пропали также деревья торомиро, использовавшиеся туземцами в быту и религии. Например, из них изготавливались так называемые говорящие таблички с пиктограммами.

Однако во время расцвета своей цивилизации рапануйцы были превосходными сельскохозяйственными работниками, что неудивительно: без этих знаний было бы сложно выжить здесь. Они знали, как уберечь посевы от губительного солнца и сильной засухи, как укрыть растения от знойного ветра, как напоить их пресной водой. Для этого жители строили каменные колодцы и пользовались озерами с дождевой водой в кратерах потухших вулканов.

Помимо сельского хозяйства, древние жители острова занимались рыболовством и примитивной охотой. Ловили преимущественно черных крыс (считая их мясо деликатесом) и черепах. Для поимки последних на берегу даже устраивались специальные дозорные башни. Согласно легендам, первые поселенцы удили рыбу на каменные крючки, и ничего толкового им не попадалось. Но однажды одному жителю приснился сон, после которого он изготовил рыболовный крючок из бедренной кости человека. С тех пор уловы стали обильными и разнообразными. На заре цивилизации базальтовые крючки (мангаи кахи) были редки, владеть ими разрешалось только высокопоставленным лицам. А после смерти владельца все имевшиеся у него крючки клались вместе с телом покойного в могилу. «Человеческие» крючки (мангаи иви) выполнялись, в основном, из останков врагов. Таким образом, сила умершего передавалась новому хозяину.

Пресноводное озеро в кратере вулкана Нано Нау
Пресноводное озеро в кратере вулкана Нано Нау

Вообще, кости предков имели важное ритуальное и общественное значение, из-за чего нередко случались ожесточенные столкновения между племенами. Дело в том, что, согласно рапануйским верованиям, каждый умерший человек становился сначала светлым (добрым) демоном, а потом — божеством, оберегавшим свое племя. Перед смертью, например, обещалось передать потомкам бревно, что являлось для бедного на леса острова настоящим сокровищем. Про прибитые к берегу стволы говорили, что их прислали духи предков.

Стоит заметить, что иероглифы РапаНуи не похожи ни на один язык мира и одновременно в них нашли нечто общее с письменностями Древних Египта, Индии и Китая. Это позволяет предположить, что либо сами рапануйцы, либо (что скорее) их предки имели общие связи с другими цивилизациями. Еще одна версия гласит, что у всех перечисленных языков — один общий предок (ясно прослеживаются параллели с библейским мифом о Вавилонской башне).

Сами себе враги

К началу XIX в. все жители Рапа-Нуи сосредоточивались в 16 прибрежных поселениях, являвшихся племенными центрами. Эти племена вели свое начало от сыновей первого правителя — легендарного Хоту-Моту’а. Впрочем, в связи с ограниченностью территории они не жили обособленно, а потому имели непосредственное влияние на быт и культуру друг друга. Помимо этого, рапануйцы делились на две касты: длинных и тонких (так дословно можно перевести их рапануйские названия: «ханаумомоко» и «ханау-ээпе»). Многие источники, однако, расшифровывают их наименования как «длинноухие» и «короткоухие». Заметим, что, несмотря на действительно существовавший у жителей обычай удлинять уши, эти версии не имеют под собой твердой почвы.

Между племенами постоянно проходили войны и переделы территории. Так, чрезвычайно важный в политическом и религиозном отношении остров Моту-Нуи (находящийся чуть юго-восточнее острова Пасхи), где племя выбирало своего военного вождя, делился на две части. Обозначением границы служила каменная статуя.

Рапануйский пуп земли
Рапануйский пуп земли

Рапануйцы в войнах были очень жестокими, подвергая остатки поверженной армии врага ужасным казням. Более того, пленяя женщин и детей проигравшего племени, победившие устраивали пир, на который допускались только мужчины, где съедали пленных. Особо почитались пальцы рук и ног. Этот каннибализм, однако, не имел под собой религиозной или суеверной почвы и не являлся следствием голода. Поедание жителей поверженного племени было знаком особо сильного унижения.

Кроме этого, подвергались разорению аху — ритуальные площадки племени на своей части берега. Аху связывали рапануйцев с миром духов, эти места также служили «фамильными» склепами. Возле аху устанавливались моаи — легендарные истуканы острова Пасхи. Поваленные моаи, обнаруженные прибывшими на остров европейцами, — следствие последней и самой ожесточенной схватки между племенами; так сделали в отместку врагам.

Легендарные глаза атлантов

Моаи символизируют длинноухих людей (моаи кавакава), женщин (моаи паапа), человека-тюленя (тангата-ику) и человека-птицу (тангата-ману). Культ человека-птицы — один из главных в рапануйском пантеоне. Историки считают, что каменные изваяния олицетворяли собой древних предков рапануйцев. Существует версия, согласно которой истуканы были на острове еще до того, как на него прибыл Хоту-Моту’а. В преданиях же островитян моаи воплощали гигантов с белой кожей и голубыми глазами — чем не мифические атланты?..

Человек-птица
Человек-птица — одно из важнейших существ рапануйского пантеона
Моаи — статуи людей с Атлантиды, инопланетян или предков рапануйцев?
Моаи — статуи людей с Атлантиды, инопланетян или предков рапануйцев?
Моаи возле Рано Рара-ку
Один из многочисленных моаи возле Рано Рара-ку сидит на коленях, будто грустя о том, что он никогда уже не дойдет до побережья

Но если рапануйцы сами изготавливали моаи, как они могли их перетащить от каменоломен (источников туфа), находящихся у одного из местных вулканов, до побережья? Как островитяне сумели установить многотонные статуи на свои постаменты? Рапануйцы же верили, что моаи шли до берега сами. Эти вопросы порождали множество версий, в том числе мистических и фантастических. Но ответ на главную загадку острова Пасхи лежал на поверхности.

Название вулкана, где находились каменоломни (Рано Рараку), можно приблизительно перевести как «исполосованный траншеями». По ним-то и доставляли волоком или используя стволы деревьев торомиро, статуи к побережью. Там устраивали небольшой холм, на верхушку которого втаскивали моаи, а затем сталкивали на постамент. Наконец, холм наращивали — вровень с ростом статуи, и с его вершины закатывали на голову истукана камень, весьма сильно напоминавший шапку. Этим также объясняется отсутствие деревьев на прилегающей к вулкану местности. С этим же связывается вымирание на острове Пасхи торомиро. Интересно, что с рабочими расплачивались едой, денег на острове не существовало.

Недоделанный моаи
Недоделанный моаи — их много возле рапануйских каменоломен
Гигантские истуканы
Если верить рапануйским легендам, гигантские истуканы сами взбирались на платформы

Заключение

Закат цивилизации Рапа-Нуи начался с последней междоусобной войны, отличавшейся крайней жестокостью. Вероятно, имели место и эпидемии, связанные с каннибализмом. После этого жизнь на острове замерла, относительный покой нарушали морские пираты, грабившие и убивавшие жителей. Наконец, во второй половине XIX в. на РапаНуи приплыли перуанцы и забрали в рабство тысячи две туземцев, включая вождей и жрецов, хранителей истории острова, местных легенд, преданий, письменности… В конце концов под давлением общественности в лице Англии и Франции перуанцы вернули рапануйцев на родину в количестве… 15 человек. Возвратившиеся принесли оспу, безжалостно выкосившую большую часть оставшихся жителей острова.




Поделиться ссылкой