В театре играли только мужчины, роль первого актера, как правило, принадлежала непосредственно драматургу. Исполнители носили сложные костюмы, которые отражали стилистику играемого персонажа и характер драмы.
Для трагедий были характерны длинные, торжественные, яркие или белые одеяния, маски, к которым прикреплялся парик, высокие сапоги на толстой подошве (котурны), визуально увеличивавшие рост. Комедийные актеры носили гротескные маски и короткие одежды, причем размеры живота и зада утрировались специальными накладными подушками. Участники хора также надевали маски и костюмы, изображавшие людей («Всадники»), животных («Птицы») или неодушевленные предметы («Облака»). Декорации были самыми простыми, одна-две колонны должны были изображать храм, дерево означало лес и т. д. Весь основной смысл представления рисовался воображением зрителей.
Эсхил (около 525–456 гг. до н. э.) происходил из афинского аристократического рода, его молодость пришлась на эпоху становления демократии и греко-персидские войны. Он сражался с персами при Марафоне и Саламине, и этот жизненный опыт сильно повлиял на его религиозные представления. Еще в юности Эсхил начал писать трагедии, первую сценическую победу одержал в 484 г. до н. э. Всего на его счету 13 прижизненных побед и 15 посмертных, поскольку его драмы в виде исключения продолжали ставиться и после смерти. Считается, что Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из них нам известно 79 названий.
Целиком сохранились семь его трагедий, составлявших школьное чтение в поздней Античности, а также около 400 отрывков, число которых постоянно пополняется за счет новых папирусных находок. Самой старой из дошедших до нас трагедий Эсхила является «Персы», поставленная в 472 г. до н. э. Ее главная идея — убедить в необходимости сохранения равновесия и естественного порядка в мире. Персидский царь Ксеркс покусился на принцип соответствия сил между народами, и его личная надменность вызвала гнев Зевса, бога правосудия. За преступление царя понесли наказание все те, кем он правил. В двух тетралогиях, Фиванской («Лай», «Эдип» и «Семеро против Фив»), написанной в 462 г. до н. э. и Орестее («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), написанной в 458 г. до н. э. и сохранившейся практически целиком, раскрываются представления автора о фундаментальных проблемах человеческого существования. Он признает, что преступление оскверняет всех членов группы, к которой принадлежит преступник, и что грехи отцов падают на детей.
Эсхил считал, что божество наказывает людей за совершенные прегрешения и правосудие свершается в контексте жизни семьи, государства и человечества. Такие представления были характерны для общества, которое ставило судьбу группы выше судьбы личности.
Софокл (около 496–406 гг. до н. э.) происходил из состоятельной семьи, получил хорошее образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, дважды — в 441 и в 429 гг. до н. э. — избирался стратегом. Личная дружба связывала его со многими выдающимися современниками, в том числе с Кимоном, Периклом, Геродотом и др. В юности Софокл получал награды за участие в музыкальных состязаниях, а в 16 лет даже возглавил хор юношей, исполнявших торжественную песнь в честь одержанной греками победы при Саламине. В 468 г. до н. э. он впервые выступил в трагическом состязании и одержал победу над Эсхилом. Софоклу приписывалось создание 123 драм, это приблизительно 30 тетралогий, из которых 24 произведения получили первые награды, а остальные — вторые. Из всех сочинений полностью сохранилось семь, остальные известны по названиям и фрагментам различной полноты. Софокл завершил начатую его великим предшественником эволюцию драмы. Благодаря его творчеству центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их поступков, борьбы. В то время как для Эсхила человеческие действия служили инструментом для обнаружения присутствия божественных сил, у Софокла они играют самостоятельную роль. В его творчестве внимание с группы сместилось на личность, с божественных законов — на принципы, определяющие практические поступки людей в различных ситуациях. Изображая нравственное величие человека, вместе с тем Софокл признавал его бессилие в столкновении с судьбой. В соответствии с его убеждением, в рамках непреодолимого божественного плана человек не волен управлять своей судьбой, но он волен достойно встретить ее. С наибольшей яркостью эта тема разработана в трагедии «Царь Эдип», которая во все времена признавалась шедевром драматургического мастерства.
Еврипид (около 480– 406 гг. до н. э.) родился на Саламине 23 сентября 480 г. до н. э. в день знаменитой победы греков в морском сражении. Эсхил принимал в нем участие в качестве воина, а 16-летний Софокл возглавлял хор юношей, воспевавших мужество греков.
В юности Еврипид обучался у Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Идеи софистов о природе богов и людей, о значении религиозного культа и о правах женщин он зачастую излагал в своих сочинениях. Впервые Еврипид выступил с трагедией «Пелиад» в 455 г. до н. э., но успех к нему пришел лишь в 441 г. до н. э. Его взгляды часто встречали оппозицию зрителей, поэтому из 22 поставленных им тетралогий лишь четыре получили первую награду. Всего Еврипиду приписывают 92 драмы, из которых целиком сохранились 17 трагедий и сатирова драма, а также свыше тысячи фрагментов. В центре творчества Еврипида находится уже не божественное вмешательство, не принципы, которым должен следовать человек, а внутренний мир отдельных людей, показанный на фоне повседневной жизни. Еврипид привнес в афинскую трагедию изображение борьбы чувств и внутреннего разлада. Впервые в античной литературе он поставил психологические проблемы, часто использовав для этой цели женские характеры. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. По оценке Аристотеля он был самым трагическим из всех трагиков. Хотя современники часто не понимали его замысла и отказывали ему в признании, метод имел множество последователей. Через творчество Сенеки он оказал значительное влияние на драматургию Нового времени.
Аристофан (около 445 — около 385 гг. до н. э.) родился в Афинах в небогатой семье, получил хорошее образование и уже в ранней юности начал писать стихи и сочинять музыку. Он создал 45 комедий, из этого числа 11 сохранились. Авторитет Аристофана был чрезвычайно велик, его называли «отцом комедии», читали и ставили на сцене чаще остальных комедиографов. По взглядам Аристофан принадлежал к консерваторам, главный герой его драм — зажиточный афинский крестьянин с его почтением к традиции, недоверием ко всему новому, неприязнью к пустой болтовне. Сатира Аристофана имела остро выраженный политический компонент, в драмах он резко нападал на демократических лидеров, особенно доставалось от него демагогам. Клеон даже пытался привлечь его к суду за драму «Вавилоняне», но проиграл процесс. Впрочем, Аристофан боролся не за изменение общественного строя, а за смену людей, управляющих государством. По своим взглядам Аристофан принадлежал к консерваторам, главный герой его драм — зажиточный афинский крестьянин с его почтением к традиции, недоверием ко всему новому, неприязнью к пустой болтовне. Драма «Ахарняне», поставленная в 425 г. до н. э., в разгар Пелопоннесской войны, воспевала мирную жизнь деревни. Ее герой крестьянин Дикеполь (борец за справедливость), заключил сепаратный мир со Спартой и благоденствовал, в то время как его соотечественники вели жизнь, полную лишений. Тема войны и мира звучит также в комедиях «Лисистрата» и «Женщины на празднике Фесмофорий», поставленных в 411 г. до н. э. Последняя подвергает беспощадной критике трагика Еврипида. Нападками против него полна также пьеса «Лягушки», ставшая самым громким сценическим успехом Аристофана. В «Облаках» высмеиваются новомодные взгляды философов-софистов, одним из героев этой комедии является Сократ.