Греческая поэзия демонстрирует потрясающее разнообразие форм и жанров. Ее древнейшим памятником являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также фрагменты киклических сказаний, созданных по их мотивам. Из культовой и обрядовой фольклорной песни родилась древнегреческая лирика, из которой, в свою очередь, развились такие жанры, как элегия, ямб и мелика. В классическую эпоху поэзия сохраняла тесную связь с музыкой и песенными жанрами, стихи предназначались как для хорового, так и для индивидуального исполнения, декламация сопровождалась игрой на музыкальных инструментах.
Античная традиция считала Гомера автором двух больших эпических поэм — «Илиады» и «Одиссеи». О личности поэта, месте его рождения и смерти еще в древности не было известно достоверно.
За право называться родиной спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Афины, Аргос, Саламин и Родос. Традиционно Гомера изображали слепым, что связано с образом незрячего певца Демодока из «Одиссеи». Согласно легендарным преданиям, поэт жил и умер на Хиосе. По другой версии, его могила находится на острове Иос Кикладского архипелага. Геродот писал, что Гомер жил за 400 лет до него — в первой половине VIII в. до н. э., что, в общем, согласуется с современными представлениями.
Сюжетом гомеровских поэм является Троянская война и последующее возвращение героев домой. Оба произведения написаны торжественным стихотворным гекзаметром, язык представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов, в исторический период распространенных на островах Эгейского моря и малоазийском побережье. При этом язык Гомера богат архаическими формами, напоминающими греческий язык микенской эпохи. Текст поэм имеет очень сложную структуру, помимо общей сюжетной линии он включает многочисленные и пространные отступления в форме преданий, мотивов или сюжетных линий, почерпнутых в ранней поэзии. Кроме того, в нем встречается множество формульных оборотов, которые, по всей видимости, восходят еще к устному периоду бытования поэм. Все это соответствует указаниям ряда античных авторов о достаточно поздней записи поэм, которые были впервые собраны воедино лишь по приказу афинского тирана Писистрата в VI в. до н. э.
Гесиод считается вторым после Гомера эпическим поэтом и первым достоверно известным историческим лицом. Он родился в беотийской Аскре и всю жизнь провел в родной деревне, трудясь на пашне. Существует предание о том, что Гесиод участвовал в погребальных играх царя эвбейской Халкиды Амфидаманта, состязался с Гомером и одержал над ним верх. Хотя сама легенда, скорее всего, является позднейшим вымыслом, она тем не менее дает представление о времени, когда жил Гесиод — рубеже VIII–VII вв. до н. э. Поэмы Гесиода написаны торжественным гекзаметром на гомеровском диалекте в технике, характерной для бродячих поэтов-рапсодов того времени.
Первым произведением поэта считается «Теогония», в которой автор попытался собрать воедино и упорядочить различные греческие предания о сотворении мира и происхождении богов. Поэма «Труды и дни» раскрывает картину мира Гесиода и место, которое в нем занимает человек. В ней прославляется честный крестьянский труд, который, с точки зрения рассказчика, является достойным путем к обретению добродетели. Поэма содержит разнообразный материал, в ней обильно цитируются мифы, притчи, басни и поговорки.
Личные советы, нравственные наставления и общие правила жизненной муд рости дополняются описанием картины деревенской жизни.
Лирический жанр поэзии возник в Ионии и на островах Эгейского моря в первой половине VII в. до н. э. из культовой и обрядовой песни. Этим термином обозначались стихотворные сочинения, исполнявшиеся под аккомпанемент флейты (элегия), лиры или кифары (лирика или мелика). Кроме того, различали еще сольную и хоровую лирику. Особенности этих жанров определяются их происхождением и стихотворным размером, преобладающей тематикой сочинений, а также стилистическими особенностями исполнения.
Возникновение лирической поэзии означало отход от канонов героической эпохи, обращения внимания поэта и его слушателей к индивидуальному сознанию и прославлению радостей жизни. Самым древним лирическим жанром является элегия, возникшая из фригийской песенной заплачки. Элегии писались двустишьем (гекзаметр-пентаметр) и затем исполнялись на пирах или народных сходках под аккомпанемент флейты. Выда ющиеся авторы VII–VI вв. до н. э. использовали элегическую строфу для выражения любовных переживаний (Архилох, Симонид), философских и нравственных рассуждений (Солон, Феогнид), прославления воинской доблести(Каллин, Тир-тей), а также для политических куплетов (Мимнерм). Родственной элегии была ямбическая поэзия, возникшая из жанра насмешливой песни или шуточной перебранки. Ямбом написаны стихи Архилоха с острова Парос, который является непревзойденным мастером обличительной сатиры и басни. Сольная лирика включает большое разнообразие жанров, форм и размеров. Особого расцвета она достигла в творчестве лесбосских поэтов VII-VI вв. до н. э. К этой школе принадлежал Алкей, сочинявший гимны богам, а также стихи о политике, любви и дружеских пирушках. Его современницей и соотечественницей была известная Сапфо, к которой поэт питал глубокие и безответные чувства. Поэтесса Сапфо черпала вдохновение из эстетических переживаний красоты девушек, цветов, нарядов. Чувственность и безыскусность ее стихотворений остались непревзойденными в лирической поэзии ее века и последующих эпох.
Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, рефрен к которой подхватывался хором. Она предназначалась для публичного исполнения и часто была связана с религиозным культом. Этот вид лирики в VII–VI вв. до н. э. культивировался на Пелопоннесе, где достиг расцвета в творчестве Терпандра и Алкмана. Существовали различные жанры хоровой лирики: пеаны, или торжественные песни в честь богов (Алкман, Пиндар, Вак-хилид), дифирамбы, или хоровые песни в честь Диониса (Арион, Симонид), гипорхемы, или танцевальные песни (Алкман, Стесихор). Одним из последних лириков был Пиндар, писавший хвалебные песни в честь победителей состязаний (эпиникии).