Важнейшим фактором, обусловившим развитие греческой торговли, была скудость природных ресурсов Греции. Получить недостающее сырье можно было только через обмен. Благоприятное расположение многих греческих торгово-ремесленных центров на морском побережье облегчало снабжение необходимым сырьем, так как морские перевозки грузов были самыми удобными и дешевыми. Таким образом, в распоряжение греческих ремесленников могло поступать сырье со всего Средиземноморья, а также из-за его пределов. Зависимость ремесленного производства от подвоза ресурсов приводила к переустройству экономики Греции, усилению в ней товарной направленности ремесла и сельского хозяйства ее наиболее развитых центров.
Большую часть жизненно необходимых потребностей греки должны были удовлетворять посредством торгового обмена с периферийными обществами. Хлеб греки получали главным образом из Северного Причерноморья, Египта, Италии и Сицилии. Особенно большой объем поставки приобрели в V– IV вв. до н. э., когда одни только Афины должны были ежегодно ввозить более 50 тыс. т зерна хлеба. Корабельный и строевой лес поставлялся из Северной Греции, Македонии и Фракии. Металлическая руда отчасти добывалась в самой Греции, отчасти привозилась с островов Восточного Средиземноморья. При этом олово — необходимый ингредиент бронзы — попадало в Грецию из отдаленных областей Западной Европы и Британии, за 3 тыс. км от места добычи. Кроме закупок сырья, для ремесленного производства, греки стремились получать товары роскоши восточного происхождения: пурпурные ткани и изделия из слоновой кости, которыми торговали финикийцы, ювелирные изделия, парфюмерию, благовония и т. д. Уже в VII в. до н. э. в ближневосточных торговых факториях во всевозрастающих масштабах начала встречаться греческая керамика, хотя, как представляется сегодня, в этой торговле основным предметом вывоза для греков было серебро. Для покрытия огромного дефицита торгового баланса греки нередко прибегали к работорговле и пиратству.
Распространению морской торговли способствовала протяженная линия побережья, большое количество удобных гаваней на небольшом расстоянии друг от друга,интенсивное транспортное сообщение и относительная дешевизна перевозок. Обычно товар закупался оптом и перевозился на кораблях большими партиями. Подобные операции часто оказывались не под силу даже очень богатым людям; торговцам приходилось вступать в компании друг с другом, а также брать процентные ссуды под обеспечение груза. Поскольку морская торговля была сопряжена с большим риском, то процент в этих случаях был значительно выше обычного, доходя порой до 100 %, но поскольку, морская торговля приносила большую прибыль, купцы, как правило, были богачами и пользовались большим уважением в обществе.
О размерах их прибыли судить сложно, по аналогиям римского времени можно предположить, что перевозка зерна из Египта в Афины давала 15-20 % прибыли от полной стоимости груза. Стремясь извлечь выгоду из развития торговли,государство облагало ввозимые и вывозимые товары пошлиной.
Историк Фукидид рассказывает о корабле вместимостью в 10 тыс. талантов, т. е. 260 т. Декрет с острова Фасос, относящийся к IV в. до н. э., говорит о том, что в первую очередь должны были буксироваться суда грузоподъемностью 3 тыс. талантов, или 80 т, во вторую — 5 тыс. талантов, или 130 т. У берегов острова Алоннес археологи обнаружили остатки афинского судна, затонувшего между 425 и 415 гг. до н. э. Его груз включал от 3 тыс. до 4 тыс. амфор, а грузоподъемность составляла 120 т. Большинство известных сегодня археологических находок принадлежит к классу мелких судов водоизмещением от 25 до 80 т. Количественное соотношение крупнотоннажных кораблей и судов средней и малой грузовместимости остается неизвестным, но определенные данные могут предоставить сравнительные исследования. Так, в 1423 г. в венецианском порту были зарегистрированы 3,3 тыс. торговых судов, из них
3 тыс. имели водоизмещение менее 100 т, и только у 35 оно превышало 240 т. Из этих данных нетрудно предположить, что лишь 1 % греческих грузовых судов имел водоизмещение более чем 240 т.
Корабли плавали вдоль берега, перевозя грузы различного содержания от одного порта к другому. Пример маршрута такого плавания можно найти у Демосфена. Упоминаемый им заемщик получил кредит в 3 тыс. драхм при условии, что в Менде или Скионе возьмет на борт 3 тыс. амфор вина.
С этим грузом он должен плыть в Понт, где сдать его покупателю и принять на борт груз пшеницы для обратного плавания в Афины.
Розничная торговля опиралась преимущественно на внутренний рынок. Значительную часть продуктов и товаров повседневного пользования афиняне получали из близлежащих местностей, откуда привозили овощи, зелень, виноград, оливки и масло, соль, уголь, дрова и т. д. Сухопутные дороги в Греции были очень плохими,возить товары приходилось вьюком на ослах и мулах, поэтому стоимость товара в результате дальних перевозок могла увеличиться в несколько раз.
Городской рынок в Афинах был прекрасно организован. Здесь размещались отдельные ряды лавок для различного вида товаров: овощной, рыбный, горшечный, хлебный и т. п. За качеством товаров и правильностью мер и весов наблюдали особые чиновники. Продукты сельского хозяйства обычно продавались на рынке либо самими производителями, либо мелкими полунищими торговцами. Последние зазывали покупателей криками и постоянно поднимали скандалы из-за грошей и потому пользовались в Афинах общим презрением.