Философ Гераклит утверждал, что «война является отцом всего и царем над всем». Известная нам греческая история выглядит почти непрерывной чередой сражений. На протяжении VII–IV вв. до н. э. греки воевали друг с другом в среднем два года из трех. Сражения для них были основным способом разрешения пограничных конфликтов, основанием для внутренней солидарности граждан и стимулом экономического развития. Хотя греки считались самыми умелыми воинами своего времени, их неспособность объединиться и мирным способом разрешить внутренние конфликты привела к упадку Греции и потере ее независимости.
Около одной трети текста «Илиады» занимают сцены боев и сражений, основными участниками которых были аристократы. Военное дело отличало этот слой населения от представителей других социальных классов. Подвиги на поле боя создавали аристократии необходимый авторитет, а военная добыча давала средства к существованию. Сражения преимущественно имели вид поединков предводителей, которые велись в соответствии с определенными правилами. Участники боя бросали друг другу вызов, в некоторых случаях право первого удара определялось жребием. Гомер описал около 300 таких поединков, из них лишь в 18 случаях понадобился второй удар.
Когда афинское Народное собрание в 490 г. до н. э. обсуждало вопрос о памятнике Мильтиаду, командовавшему в сражении при Марафоне, один гражданин спросил: «Разве Мильтиад один побил персов, что ему нужно ставить памятник?»
Переход от гомеровской эпохи к архаическому периоду связан с революцией в военном деле и появлением на поле боя гоплитской фаланги, которая представляла собой плотный и глубокий строй тяжеловоо руженных воинов. По времени появление фаланги совпадает с возникновением города-государства как гражданской общины, принадлежность к которой определялась обладанием земельным наделом в пределах городской округи и имущественным достатком, позволяющим гражданину принимать участие в совместных военных походах граждан с доспехами и вооружением. В этом смысле политическая и военная организация греческого полиса представляла собой единое целое, гражданский коллектив одновременно являлся собранием воинов. В Спарте полноправным гражданам под страхом лишения гражданства запрещалось заниматься каким-либо другим делом, кроме физических упражнений и военных тренировок.
Появление строя пехоты на поле боя связано с отступлением от принятого в эпоху господства аристократии индивидуального способа битвы. Успех фаланги на поле боя в большей степени определялся совместными действиями рядовых бойцов, нежели героизмом предводителей. Поединки аристократов, в которых те могли продемонстрировать мужество и искусство владения оружием, ушли в прошлое. Новый идеал военной доблести заключался в том, чтобы сражаться, стоя на одном месте, локоть к локтю с боевыми товарищами. Победа в этих условиях обезличивалась, становясь достоянием всех воинов, а не только отдельных героев.
Гоплиты в основном были выходцами из средних слоев населения. Их появление связано с развитием сельского хозяйства, которое стало приносить собственникам доход, достаточный для покупки доспехов и полного комплекта вооружения. Кроме того, развитие ремесленного производства сделало его более доступным. Стоимость гоплитского вооружения долго оставалась неизвестной, но, как повсеместно признавалось, была достаточно высокой. Находка надписи, датируемой второй половиной VI в. до н. э., позволила установить, что афинский воинклерух. для военной службы был обязан обеспечить себя оружием на сумму не менее 30 драхм. Имущественный класс зевгитов, из представителей которого преимущественно набиралась фаланга гоплитов, согласно конституции Солона 594 г. до н. э. должен был располагать годовым доходом в 200 драхм. Следовательно, гоплитское вооружение в это время было доступно не только зевгитам, составлявшим средний класс общества, но даже верхушке бедняков-фетов. С возникновением фаланги гоплитов война оказалась включена в календарь сельскохозяйственных работ.
Сражения, как правило, велись в интервале между маем-июнем, когда собиралась пшеница, и августом-сентябрем, когда приходила пора собирать виноград. Военные кампании принимали форму коротких рейдов на территорию противника и одну решительную битву, определявшую победителя. Время и место столкновения часто оговаривалось заранее. В рамках принятой тактики сражения велись таким образом, что их исход решался превосходством мускулов и нервов одной из сторон. Из-за тяжелого вооружения преследование бегущего противника было затруднено, потери обеих сторон в битве, как правило, были невелики. Победители ставили трофей на поле боя, после чего возвращались домой, чтобы успеть к уборке урожая. Средняя кампания продолжалась не более десяти дней. Такие условности сближали военную культуру гоплитов с квазиритуальными правилами героической эпохи.
Греко-персидские войны продемонстрировали высокую эффективность гоплитской фаланги на поле боя. Хотя в сражении при Платеях грекам удалось разбить лучшую в мире персидскую армию, их собственная военная организация в это время представляла собой лишь гражданское ополчение. Воинов набирали по территориальным округам, дисциплина и солидарность бойцов обеспечивалась общностью их происхождения, занятий и образа жизни, снабжение осуществлялось путем самообеспечения, жалование за военную службу не выплачивалось. Вектор долговременного развития пролегал в направлении развития новых родов войск, легкой пехоты, стрелков и конницы, растущей профессионализации военной службы, появления отрядов вспомогательных и наемных войск. Усилив эффективность гоплитских армий, эти изменения в то же время подложили мину замедленного действия под основу, на которой она ранее сформировалась.
Растущая сложность военной организации способствовала вовлечению в нее новых социальных классов и распространению военных действий с равнин вокруг полиса в горы, на море и другие территории, где значение приобретали всадники, лучники и моряки. Гоплиты имели собственное оружие и были постоянно готовы к бою; моряки и гребцы, чтобы воевать, нуждались в корабле. Гоплиты защищали свой дом, полагаясь лишь на собственные силы; корабли выходили в море благодаря деньгам и налогам. Цена военного могущества была очень высока.
Для снаряжения армии из 10 тыс. гоплитов требовался капитал в 200 тыс. драхм. Каждый день тратилось еще 10 тыс. драхм на кормление и жалование воинам. Чтобы построить и снарядить триеру (военный корабль) был необходим капитал в 10 тыс. драхм. Для оснащения флота из 100 триер расходовалось уже 1 млн драхм, однако если армия гоплитов лишь за неделю вторгалась к противнику, наносила ему поражение в решающей битве и возвращалась домой, что обходилось в сумму 70 тыс. драхм, то флот должен был патрулировать море в течение всего времени навигации, что требовало колоссальных сумм на его содержание и жалование экипажам.
Таким образом, наемные войска, фортификационное строительство, осадные машины и флот требовали больших денег. Чтобы их собрать, доходы, собственность и налоги должны были постоянно увеличиваться. Капитализация экономики рикошетом била по мелкому и среднему крестьянству, из числа которого набирались гоплиты. Количество воинов-граждан неуклонно сокращалось. Разорившиеся крестьяне уходили в наемники. При этом если воин-гражданин сражался за свой город, наемник мог служить кому угодно, в том числе против своей родины. Эта ситуация стала одной из предпосылок политического кризиса IV в. до н. э.