Конструкция амфитеатров

Далеко не всегда амфитеатры представляли собой отдельное здание. Это могли себе позволить лишь крупные и богатые города. Многие амфитеатры были временными постройками. Иногда в целях экономии амфитеатр сооружали на склоне холма или углубляли в землю, насыпая из вынутого при отрывке грунта земляные валы под трибуны. Склону холма или насыпи придавалась необходимая форма и в нем вырезали ряды сидений, которые затем лишь облицовывались камнем. Это существенно экономило время, материальные и трудозатраты, в частности, за счет того, что не нужно было возводить мощный фундамент, необходимый для отдельно стоящего каменного амфитеатра.

Со временем внешний вид амфитеатров менялся. Например, внешние лестницы, обеспечивавшие доступ публики в ранних амфитеатрах типа амфитеатра в Помпеях, позднее убрали внутрь, а фасад украсили арками, полуколоннами и статуями. Таковы амфитеатры, построенные примерно с рубежа старой и новой эр и позднее, — Колизей, амфитеатры в Эль-Джеме, Вероне, Пуле, Ниме и другие.

Арена (от лат. «arena» — «песок») амфитеатра представляла собой посыпанную песком эллиптическую поверхность с примерными размерами 65–80´35–50 м. Для гладиаторских боев, как правило, проходивших между пешими бойцами, столь большие размеры арены не требовались, однако они были необходимы для торжественной процессии (помпа) и травли зверей (венацио). В большинстве амфитеатров арена располагалась не прямо на земле, а на специальном деревянном помосте. Под ареной же существовал целый комплекс из отдельных помещений и проходов, получивший название гипогеум. Здесь находились склады с декорациями и оружием, помещения для переодевания, размещались дикие животные и обслуживающий их персонал, здесь также были лифты, на которых поднимали участников представлений для более эффектного их появления на арене (варианты конструкции лифтов см. ниже на примере Колизея). Помимо подземного комплекса гипогеум позади высокой стены подиума находился еще ряд помещений, некоторые из которых имели выход на арену. Эта галерея, идущая вокруг арены называлась карцер. Обычно карцер несла лишь дополнительную функцию, но в амфитеатрах без подземного этажа карцер выполняла функции гипогеум.

Калигула и Нерон на пышных играх показывали цветную арену — поверх песка насыпали «сурик и горную зелень», в результате чего арена приобретала красный или зеленый цвет. Эти цвета отражали пристрастия двух партий поклонников колесничных бегов в цирке — «Красных» и «Зеленых».

Иногда для спектаклей на мифологическую тему, охот на животных или театрализованных казней на арене возводили ландшафт из гор, деревьев и строений. В некоторых амфитеатрах, в том числе в Колизее до строительства гипогеума, под ареной были сделаны специальные бассейны, предназначенные для заполнения водой. Во время большинства обычных представлений они были покрыты досчатым настилом. Бассейны с водой предназначались для представления на темы мифологических сюжетов и для охоты на морских и речных «чудищ» (крокодилов и гиппопотамов). Порой в них проводили и мини-навмахии с участием небольших лодок и моделей кораблей. Однако для настоящих навмахии арена была слишком мала, и их устраивали на естественных или искусственных озерах.

Для защиты зрителей от диких животных и гладиаторов арену окружали высокой стеной (от 2,2 до 4 м). Однако некоторые животные из семейства кошачьих могли взять и эту высоту. Поэтому во время представлений с ними высоту стены подиума дополнительно увеличивали натянутой сетью или устанавливали на арене на расстоянии от 2 до 4 м перед стеной столбы с натянутой между ними сетью. Последний вариант был предпочтительнее: с одной стороны животные не могли приблизиться даже к стене подиума, а с другой — исключалась вероятность того, что какое-либо действо произойдет прямо у стены подиума в невидимой для некоторых зоне.

Для защиты от непогоды или яркого солнца над трибунами амфитеатра натягивали тент мирмиллона. Веларий представлял собой полосы ткани, прикрепленные к специальным мачтам. В зависимости от положения солнца его перемещали, привлекая для этого профессиональных моряков.

Места в амфитеатре (лока, кавеа) были организованы так, чтобы подчеркнуть социальную иерархию общества. Впервые сенаторы получили отдельные от народа места на играх 194 г. до н.э. Тогда это породило множество толков: одни поддерживали такое разделение, другие яростно критиковали, обвиняя сенаторов в чрезмерной гордыне. В конце концов, сторону последних принял и сам Сципион Африканский, предложивший это новшество. Однако разделение мест по социальному признаку, по-видимому, так и не отменили. Более того, в 87 г. до н.э. специальным указом были определены места всадников в первых четырнадцати рядах в театрах.

Несмотря на все эти постановления, вплоть до конца I века до н.э. народ не очень стеснялся при выборе места и сидел где придется. Известно, что одному сенатору, приехавшему в Путеолы, чтобы присутствовать на играх, не досталось места и никто из толпы не захотел уступить ему свое. Обида этого сенатора стала поводом для введения Августом (имп. 27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) четкого распределения мест на общественных зрелищах. Первый ряд был полностью предоставлен сенаторам, затем шло четырнадцать рядов для всадников. Регламент предусматривал также специальные места для солдат, семейных граждан, лиц, не имеющих римского гражданства, юношей и (отдельно) для их наставников. Гражданам, одетым в темные плащи, запрещалось занимать средние места. Женщинам разрешалось смотреть на гладиаторские бои только с самых верхних мест (раньше они сидели вместе с мужчинами), а на состязаниях атлетов запрещалось появляться вовсе (связано это было в первую очередь с тем, что атлеты и кулачные бойцы обычно выступали голыми). Лишь женщины из императорской семьи и весталки могли наблюдать за сражениями гладиаторов из первых рядов.

В отношении своих нововведений Август был непреклонен: когда на понтификальных играх народ потребовал вывести пару кулачных бойцов, император отложил это состязание на утро следующего дня, объявив, чтобы женщины не появлялись раньше полудня. Эти постановления действовали на территории всей Римской империи, о чем свидетельствуют многочисленные сохранившиеся надписи в амфитеатрах. Любопытно, что зарезервированные за каждой категорией граждан места указывались обычно в футах занимаемого пространства.

Ложа императора обычно располагалась в середине одной из длинных сторон (в точке наименьшей оси арены). Напротив императорской ложи находилась ложа для магистратов и устроителя игр.

Конструкция амфитеатра была рассчитана на то, чтобы дать хороший обзор зрителям. Считалось, что если расстояние от зрителя до арены составляет менее 60 м, видимость будет хорошая. Однако в больших амфитеатрах этого не всегда удавалось достичь. Например, в Колизее расстояние от галерки до арены могло достигать 75 м. Еще хуже обстояло дело с акустикой. Крики действующих лиц, шум зрителей и рев животных наверняка перекрывали звуки музыки. В верхних рядах вряд ли можно было слышать слова глашатаев.

В 2000 г. в Колизее было проведено театрализованное представление с участием лошадей, которое позволило выяснить акустические и визуальные возможности амфитеатра. Эти исследования показали, что хорошая видимость и слышимость была только на местах для сенаторов и всадников. Для тех, кто находился выше, зрелище превращалось лишь в чередование ярких пятен. Зрители этих рядов лишь с большим трудом могли следить за отдельными сражениями на арене и участвовали в событиях скорее эмоционально, подчиняясь общему настроению толпы. Это, кстати, объясняет использование гладиаторами ярких одежд и роскошных доспехов. Ведь только по ним зрители на галерке могли опознавать участников боя.

В ходе упомянутых испытаний выяснилось также, что работникам гипогеума, вероятно, приходилось общаться друг с другом лишь с помощью жестов: грохот от десятков людей и животных на арене стоял такой, что даже на близком расстоянии расслышать слова было практически невозможно. Условия работы персонала гипогеума еще более усугублялись постоянным дождем из песка, который просачивался сквозь щели дощатого настила арены.

Как показало восстание Спартака, гладиаторы представляли немалую опасность. Для защиты от них, а также, в меньшей степени, от диких животных, по всему амфитеатру было расставлено много солдат. В целях безопасности гладиаторам-рабам и преступникам оружие выдавали только на арене. В то же время, гладиаторы-волонтеры (ауктораты), по-видимому, считались неопасными — раскопки в Помпеях показали, что их не разоружали, не держали взаперти и не скрывали от публики.

Еще одной обязанностью солдат в амфитеатре было прекращение беспорядков, возникающих из-за болельщиков. В 59 г. н.э. в Помпеях толпа болельщиков так разошлась, что амфитеатр даже закрыли на десять лет. «Начавшись с безделицы, во время представления гладиаторов … вспыхнуло жестокое побоище между жителями Нуцерии и Помпей… Задирая сначала друг друга насмешками и поношениями, они схватились затем за камни и, наконец, за оружие, причем взяла верх помпейская чернь, в городе которой давались игры. В Рим были доставлены многие нуцерийцы с телесными увечьями, и еще большее их число оплакивало гибель детей или родителей».

В самих амфитеатрах и рядом с ними продавались различные сувениры, связанные с проводимыми играми. Целая область декоративной индустрии производила многочисленные предметы домашнего обихода: зеркала, сосуды, светильники, рукояти ножей и прочие предметы искусства, на которых были запечатлены герои арены и выдающиеся моменты поединков. Возвращаясь из амфитеатра, болельщики покупали и хранили дома сувениры с изображениями своих героев.




Поделиться ссылкой