Вооружение гладиаторов

Вооружение гладиаторов

Первостепенное значение для изучения конструкции гладиаторского вооружения имеют археологические находки. Описания и иконографические памятники имеют лишь второстепенное значение: первые крайне фрагментарны, а вторые часто искажают пропорции и дают лишь общее представление о конструкции предметов вооружения.

Более 75% гладиаторского вооружения, обнаруженного к настоящему времени, было найдено в одном месте — казарме (школе) гладиаторов в Помпеях. Эти находки были сделаны в 1766–1767 гг. К сожалению, методы археологии в то время были крайне примитивны и многие предметы не имеют четкого описания. Некоторые предметы из этих находок к настоящему моменту утеряны. Большая часть сохранившихся вещей находится в Археологическом музее в Неаполе, а некоторые предметы были подарены Наполеону Бонапарту в 1802 г. и сейчас хранятся в Лувре. Всего в этих двух музеях находится 15 шлемов, 5 пар длинных поножей, 6 одиночных коротких поножей, 3 наплечника галер, маленький круглый щит, несколько кинжалов и наконечников копий, а также отдельные фрагменты вооружения.

Значительная часть гладиаторского вооружения (например, 11 из 15 найденных в Помпеях шлемов) богато украшена рельефными изображениями, и многие исследователи вплоть до сегодняшнего дня считают эти предметы чисто парадным вооружением, которое гладиаторы надевали только для процессии открытия игр (помпа). Для собственно же боев гладиаторы якобы использовали простое недекорированное вооружение. Сторонники парадного вооружения обычно приводят следующие аргументы. Во-первых, эти предметы были слишком дорогими, чтобы подвергать их опасности повреждения. Во-вторых, декорированные доспехи (шлемы, поножи), как правило, не имеют зарубок и других повреждений, вызванных действием холодного оружия. В-третьих, считается, что богато декорированные шлемы были слишком тяжелыми для ношения их в бою. И наконец, в-четвертых, предполагается, что поверхность, украшенная рельефными изображениями, окажется слишком слабой и не сможет выдержать серьезных ударов.

Однако все эти аргументы нетрудно опровергнуть. Гладиаторские игры были зрелищными представлениями, привлекавшими огромные толпы людей. Гладиаторы должны были выглядеть красиво и представительно. Переливающийся на солнце металл, султаны из перьев и, конечно же, декорированное чеканными рельефами вооружение — именно это и нужно было публике. Кроме того, гладиаторов было не так уж много (по крайней мере, по сравнению с действующей армией) и снабдить их пусть даже дорогим оружием было не столь уж сложно. Роскошные детали вооружения, без сомнения, выдавались только перед боем на арене и переходили от погибших гладиаторов к новым, поэтому ланисте достаточно было иметь всего несколько комплектов вооружения для каждого типа гладиаторов. Да и повреждения шлемов и поножей случались значительно реже, чем может показаться на первый взгляд. Тяжелое рубящее оружие на арене не применяли, а прорубить шлем или понож легкими и короткими мечами было невозможно. Поэтому гладиаторы и не наносили серьезных ударов по голове или защищенной ноге противника, разве что легкие удары-финты, чтобы отвлечь внимание. Обманные удары логичнее всего было наносить в решетку забрала, поэтому последние наверняка страдали чаще других частей шлема. Но и заменить или починить их в мастерской оружейника было намного проще. Поэтому нет ничего удивительного в том, что найденные шлемы, за исключением одного, и поножи не имеют боевых зарубок. На одном же шлеме, принадлежавшем провокатору, явно видна бронзовая заплатка. Между прочим, лишь очень немногие военные шлемы того времени, которые сохранились в значительно большем количестве, имеют повреждения, однозначно отождествляемые с действием холодного оружия.

Вес гладиаторских шлемов, найденных в Помпеях, варьируется от 3 до 5 кг, среднее значение составляет 3,8 кг. Они действительно примерно в два раза тяжелее шлема обычного пехотинца I века н.э. Однако не надо забывать, что гладиаторы и легионеры носили шлемы в совершенно разных условиях. Легионер должен был в этом шлеме вести бой, который мог продолжаться несколько часов. Кроме того, ему иногда приходилось совершать в своем шлеме длительные переходы (если существовала опасность внезапного появления противника). Именно поэтому форма легионерских шлемов была совсем иной — закрытые шлемы и забрала в военных шлемах не использовались, так как для воина главное — иметь хороший обзор и легкое дыхание. Совсем другое дело гладиаторы. Будучи не менее подготовленными воинами, чем легионеры, они сражались на арене не более 10 – 15 минут. При этом на арену они выходили отдохнувшими, а шлем надевали непосредственно перед боем и снимали сразу после него. Более того, общий вес боевой экипировки легионера (даже без походных вещей) составлял около 25 кг, а вес вооружения даже тяжеловооруженных типов гладиаторов не превышал 20 кг, несмотря на двойной вес шлема.

Еще один аргумент сторонников парадных доспехов — слабость металла вследствие чеканки. С одной стороны, по гладкой поверхности металла оружие легче соскальзывает, с другой стороны, рельефная поверхность значительно лучше держит рубящий удар (недаром на многих видах оружия специально делали ребра жесткости и долы, усиливавшие жесткость конструкции). Тульи гладиаторских шлемов из Помпей сделаны из листовой бронзы (только один из железа) толщиной 1 – 3 мм, в среднем толщина составляет около 1,5 мм. Решетка забрала обычно имеет толщину 1,8 мм. Все края шлемов усилены отдельными полосками металла, при этом общая толщина металла в этих местах увеличивается в 3 – 4 раза. Для сравнения: тульи военных шлемов того же периода (I век н.э.) имеют толщину металла в среднем 1 мм. Трудно предположить, что римляне вооружали свои войска слабыми, негодными к реальному бою шлемами. В то же время, для чисто парадных целей вполне сгодились бы богато декорированные шлемы из более тонкого металла, которые к тому же значительно легче было бы производить.

И наконец, последний, очевидно, самый важный аргумент в пользу того, что роскошные декорированные шлемы были обычным вооружением гладиаторов на арене. Некоторые иконографические памятники того времени изображают гладиаторов в бою именно в украшенных глубокой чеканкой доспехах. Так, на надгробном барельефе из Помпей и на барельефе из виллы Торлониа можно видеть декорированные шлемы, а на первом еще и украшенную рельефом с головой Горгоны пластину кардиофилакс провокатора.

После того, как мы убедились, что так называемое парадное оружие являлось также и обычным боевым оружием гладиаторов, рассмотрим конструкцию отдельных типов защитного вооружения.




Поделиться ссылкой