Блокада Ленинграда

Климент Ефремович Ворошилов
Климент Ефремович Ворошилов — советский партийный и государственный деятель. В начале войны, в 1941 г., командовал Ленинградским фронтом, но из-за неудач был отозван и заменен ГЖ. Жуковым.

В то время как Москва отражала вражеское нашествие, еще более серьезные испытания выпали на долю Ленинграда (так назывался Санкт-Петербург в 1924— 1991 гг.). Немцы рассчитывали быстро захватить город. ВО августа 1941 г. немцы перерезали обе железные дороги, связывающие Ленинград с центром страны. Они вышли к станции Мга, а 8 сентября 1941 г. заняли Шлиссельбург. Так началась Ленинградская блокада.

9 сентября 1941 г. немецкие войска начали новое наступление на Ленинград. Главный удар они нанесли по западным укреплениям города. После жестоких боев к концу сентября немцы поняли, что взять Ленинград с ходу они уже не смогут. Однако советские войска заплатили за это страшную цену, потеряв убитыми и ранеными более 340 тыс. человек. А к городу медленно подступал другой безжалостный враг — голод.

22 ноября 1941 г. по замерзшей поверхности Ладоги была проложена автомобильная дорога к осажденному городу. В народе путь получил название «Дорога жизни», ведь только в первую блокадную зиму по нему было доставлено в Ленинград более 361 тыс. тонн грузов. На обратном пути автомобили вывозили из города людей (так удалось спасти более 550 тыс. человек), оборудование заводов и культурные ценности.

На Невском проспекте блокадного Ленинграда
На Невском проспекте блокадного Ленинграда

Блокада принесла ленинградцам неисчислимые бедствия. Под обстрелами погибло около 16 500 жителей города, почти 35 тыс. человек получили ранения, а голод унес более 1 млн жизней. Люди умирали прямо на рабочих местах, в своих квартирах, на улицах. На Пискаревском кладбище стали рыть братские могилы. Долгую страшную зиму до сих пор вспоминают со слезами на глазах оставшиеся в живых блокадники.

Прорвать блокаду удалось только год спустя, 18 января 1943 г. Оттеснив немцев от южного побережья Ладоги, советские войска создали коридор шириной 11 км. Там проложили железную дорогу, по которой в город пошли эшелоны с продовольствием. Немецкие орудия простреливали ее насквозь, но отважные железнодорожники продолжали делать свою работу. Этот путь получил название «Дорога победы». Немцы не раз пытались вновь замкнуть блокадное кольцо, но успеха не добились. 20 января 1944 г. блокада была снята полностью.

Самоходные установки СУ-122
Самоходные установки СУ-122 участвовали в прорыве Ленинградской блокады.
Карточка на хлеб времен блокады ЛенинградаКарточка на хлеб времен блокады Ленинграда. В самые тяжелые дни блокады — в конце ноября и в декабре 1941 г. — нормы хлеба составляли 125 г для иждивенцев, детей и служащих и 250 г для рабочих. Иждивенцами считались не только неработающие взрослые, но и подростки начиная с 12 лет. 25 декабря норму увеличили, и по иждивенческой, детской и служащей карточкам стали давать по 200 г хлеба, а по рабочей — 350. Детям давали еще немного конфет.



Поделиться ссылкой